Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком.
Не думать же про это,
имея в виду такое высказывание Репина:
«Невинный вроде бы пейзаж со старым мостом... Пусть живописен полусгнивший мост, это живописно, красиво. Но и служебная часть искусства не лыком шита: там слышно настроение гражданина» (Кира Долинина. https://www.kommersant.ru/doc/607514).
Никакой во второй репродукции не мостик, а просто положены несколько досок. Или всё-таки это о ней сказал Репин, раз «настроение гражданина» чувствуется именно в ней. Плюс гнилость досок во второй репродукции налицо, а в первой – не видно.
Есть такой парадокс: когда макушки деревьев не помещаются под раму, есть впечатление могучести леса.
А могучесть леса – это образ могучести народа. А ощущение «могучий народ», когда почти все остальные передвижники плакали о несчастном народе, освобождённом от крепостного права без земли, это чутьё того в социуме, чего больше никто не чует, это реализм, это художественность, ибо ощущается вмешательство подсознательного идеала Шишкина о могучем русском народе. У Репина в «Бурлаках на Волге» (1873) то же, собственно. Вот он и среагировал соответственно на Шишкина. И в этом – достоинство Репинского художественного вкуса (хоть он и сослался не на него, а на «служебная часть искусства», мол, - быть идеологическим). – Просто идеологичность тогда была в моде. Потому он ею и оперировал по форме. А по сути – не ею, ибо в моде было плакать о народе.
29 августа 2020 г.