Найти в Дзене
Ника Марш

Без пяти минут король

Прекрасную голову сына фаворитки должна была венчать корона. Сам отец, король Людовик XIV, отдал такое распоряжение. Несмотря на незаконное происхождение – ведь Луи Огюст был сыном государя от его фаворитки мадам де Монтеспан – Король-Солнце подписал особые документы, дающие право на престол. Ведь дети французского правителя, появившиеся на свет от испанской инфанты, покинули этот мир один за другим.

Герцог Мэнский, портрет 1690 года
Герцог Мэнский, портрет 1690 года

"Без пяти минут король" родился 31 марта 1670 года в пору страстного увлечения короля Атенаис де Монтеспан. Поначалу факт его происхождения скрывали: ухаживать за младенцем поручили вдове поэта Скаррона, скромной добродетельной Франсуазе. Луи-Огюст не знал любви своей настоящей матери – та блистала при Дворе и старалась поддерживать интерес к ней короля – но зато в полной мере получил привязанность матери приемной. Франсуаза, сама не имевшая детей, обожала Луи-Огюста.

В 1673 году плод любви был узаконен государем (Людовик XIV взял привычку признавать своих бастардов) и получил фамилию «де Бурбон», а затем и титул герцога Мэнского. Занятный момент: в документах о рождении был указан отец, но не стояло имени матери. Это было сделано специально, чтобы не провоцировать скандала, ибо супруг мадам де Монтеспан отличался очень ревнивым характером. Но кто же при Дворе не знал правды? Ее обсуждал всякий, кому не лень.

Мадам де Монтеспан со своими детьми
Мадам де Монтеспан со своими детьми

Луи-Огюст был весь соткан из противоречий – с прекрасным лицом, но немного хромой, застенчивый и при этом пылкий. Его скромность шла вразрез с его возможностями: другой светский щеголь продал бы душу, чтобы обладать богатствами и титулами герцога Мэнского… А он словно и не замечал, сколь многое ему предоставлено.

Любопытно, но именно этого мальчика Людовик XIV любил больше остальных. Да, из Луи-Огюста не вышло блестящего офицера (несмотря на все старания воспитателя, маршала Люксембурга), зато он отлично знал древние языки. Если бы ему разрешили дни и ночи проводить в библиотеке, не было бы человека счастливее его!

Когда настало время женить герцога Мэнского, вышел конфуз. Людовик XIV предложил для сына союз со своей племянницей, Элизабет-Шарлоттой Орлеанской, но семья брата резко воспротивилась: негоже-де бастардам мешаться с королевской кровью... В Версале загремели громы и полетели молнии, но выход из положения предложил принц Конде. Почему бы не обручить Луи-Огюста с девушкой из его рода, очаровательной мадмуазель де Шароле? Предложение было с восторгом принято королем. И 19 марта 1692 года внучка принца Конде пошла под венец с отпрыском Людовика XIV.

мадмуазель де Шароле, впоследствии герцогиня Мэнская
мадмуазель де Шароле, впоследствии герцогиня Мэнская

От Луи-Огюста до трона в ту пору было, как до луны. У короля имелся законный сын, Дофин Людовик. У того – трое своих сыновей. Да и не сидели бастарды на французском троне! Были когда-то подозрения, что Карл VII Валуа родился не от отца своего, безумца Карла Шестого, а от возлюбленного Изабеллы Баварской – да кто докажет?

О братьях и сестрах герцога Мэнского я писала в статье Все дети Короля-Солнце.

Однако в королевской семье начало твориться нечто невообразимое. Оспа уносила то одного представителя династии, то другого. В 1714 году на руках у Людовика XIV остался крошечный правнук Луи. И… все. Если не считать детей от фавориток. Потому-то король и пошел на решительные меры. Созвав совет, он объявил: его узаконенный сын, герцог Мэнский, станет следующим французским государем. Правда, лишь в том случае, если представитель «прямой» ветви уйдет в мир иной. Луи-Огюст был теперь без пяти минут король Франции.

Луи-Огюст, герцог Мэнский
Луи-Огюст, герцог Мэнский

Между герцогом и троном отныне стоял только крошечный ребенок. В династических распрях такое препятствие - обычно! - легко устраняли, но герцог Мэнский был не таков. После смерти Людовика XIV он покорно принял воцарение Людовика XV. А ведь был шанс надеть корону!

Более того, регентом французского королевства должен был стать именно герцог Мэнский, а не герцог Филипп Орлеанский. Но у Орлеанского было больше решимости и больше упрямства. Луи-Огюста снова оттерли на второй план.

У Луи-Огюста было семеро детей. И еще очень амбициозная жена. Вероятно, с ее подачи герцог Мэнский ввязался в заговор Челламаре, поставивший целью устранить регента. Эта интрига провалилась, герцога арестовали и заперли в крепости. Около года Луи-Огюст провел под замком, а освободившись, дал себе зарок никогда более не заниматься политикой. Он не виделся с женой, переехал в одно из поместий и подолгу запирался в библиотеке – как и мечтал когда-то. Последние шестнадцать лет «без пяти минут король» прожил очень тихо. И вполне счастливо.

#наука #семейные отношения #свадьба

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!

Не забывайте про Лайки: они помогают развитию канала!

Перепосты в социальные сети приветствуются!