Найти тему
Sphinx IT

Частный SEO специалист ищет клиентов или Что делать, если ты АйТишник без заказов в кризис. Часть 1

Оглавление

С закрытием общественных мест, массовых мероприятий и точек предоставления услуг рынок как будто замер. Часть IT специалистов свободного плавания потеряла заказчиков, а компании по развитию бизнеса задумались об экономии бюджета.

Год от года налицо обесценивание труда интернет-специалистов по причине большой конкуренции и низкого порога входа в профессию. Этот материал будет полезен тем, кто делает первые шаги в поиске заказчиков в статусе вольного мастера, а также всем тем, кто не желает сокращать свои ставки, чтобы заполучить клиента во время бизнес кризиса.

Содержание:

1. Портфолио работ.

2. Куда идти за заказами.

3. Тестовое задание и кому оно нужно.

4. Процент, доля в бизнесе, ставка, криптовалюта и биткоин: как не остаться обманутым.

5. Прошло время, а ответов нет. Как обернуть время себе на пользу если ты:

5.1. копирайтер;

5.2. SMMщик;

5.3. разработчик;

5.4. дизайнер.

6. Вместо вывода: субъективный прогноз отрасли после кризиса.

-2

Идея материала родилась после безуспешных поисков заказчиков как частный SEO оптимизатор. Я работаю в офисе Sphinx IT в должности ведущего специалиста с 9 до 6, а по вечерам или выходным занимаюсь продвижением сайтов клиентам, которые пришли ко мне по рекомендации. С наступлением кризиса, SEO для сайтов услуг стало нерентабельным и фриланс пока пришлось поставить на паузу.

Впервые я вышла на поиски заказов самостоятельно. Изучив несколько специализированных клубов по интересам в сети, я начала действовать. Материал написан по результатам исследования объявлений о поиске специалистов в сети Vk на специализированных площадках посвящённых фрилансу, где «тусуются» как заказчики, так и исполнители.

Часть 1: портфолио

Первая трудность началась с составления портфолио. При поиске работы в офисе его не спрашивали, а компетенции и уровень выявлялись при собеседовании опытными специалистами. Как должно выглядеть портфолио частного СЕО оптимизатора с опытом около 6 лет?

Самое очевидное - скриншоты показателей трафика и позиций. Но я только начала собирать свой портфель и часть данных по разным причинам просто отсутствует. К тому же проекты велись не лично мной, а в команде специалистов агентства.

Собрала что есть на текущий момент со снимками экрана. По проектам, о которых нет данных, описала положительный результат до окончания сотрудничества с пометкой о сроках ведения.

Здесь возникает справедливый диссонанс - но ведь это командная работа, приписывать все лавры себе нечестно. Но в голове всплыли строки «похвала делает хороших людей лучше, а плохих хуже» дописала о коллективной работе.

Этого мало и неинтересно. Нужно больше компетенций.

Перечислять любимый софт? Нет ничего глупее - их множество и хороший SEO специалист работает с тем, который даёт ему результат, а не тем, который описан автором объявления.

Перечислить технологии? Также не стоит, ведь это общедоступная информация, а все новинки используются на практике как само собой разумеющееся. Клиент не поймёт, но и ему, и агентству нужен только результат.

Посещение семинаров или курсов? Пожалуй. Ценности это не прибавляет, ведь конференции стали инфобизнесом (именно бизнесом) с океанами «воды водной», а вот курсы с практикой лишними не будут.

Гостевые публикации и выступления? Обязательно, потому как крупные издания или конференц-площадки проводят достаточно серьёзный отбор тем и авторов.

Подробные кейсы? Думаю, не стоит - нет специалиста, успевшего поработать со всеми нишами. А то, что есть клиенту не нужно: вы описали работу с интернет-магазином, а у клиента клиника массажа. Вы его продвинете, безусловно, но вот заказчик может засомневаться при знакомстве с такими кейсами.

Отзывы? Они настолько обесценились, что их отсутствие никак не снизит уровень вашей работы. Все мы знаем, что получить их от клиента задача та ещё, а писать на заказ и создавать зашумление не стоит того. Вы знаете хоть одну фирму, которая специально заказывает на себя негативные комментарии? Вот и я не знаю.

Итак, с готовой оде самой себе иду на поиски.

Часть 2: где водятся заказы

У меня есть небольшой пунктик — объявление о поиске продвижения сайта частником не должно быть самое свежее. Почему?

Если смотреть биржи фриланса, то не стоит стремиться откликнуться первым (разумеется, если дело не срочное). Заказчики могут собирать информацию под свой проект, искать дешевле или опытнее и даже просто тешить самолюбие желающими поработать с ними специалистами.

Когда-то смотрела лекцию о том, что специалистам по продвижению стоит ставить ссылки на сайт в том числе с сервисов с вакансиями. Для меня это стало откровением. Зачем, если штат укомплектован? Но, заметив как на Head Hunter объявления стремительно уходят в архив через месяц с так и непрочитанными откликами, стратегия стала ясна. Но неприемлема.

Самые популярные виды "работы" в интернете
Самые популярные виды "работы" в интернете

Итак, я нашла сообщества-клубы фрилансеров, где публикуются настоящие, живые объявления о поиске раскрутки сайтов частным мастером и начала писать авторам, соблюдая все требования оформления отклика.

По опыту работы в офисе знаю, что специалисты по продвижению нужны всегда и всегда же в них была острая необходимость. В половине случаев расставались с некомпетентными, в другой половине рост объёма заказов не позволял нагружать штатных больше возможного. Если же специалиста ищет владелец сайта, то даже спустя год ему вполне можно написать и поинтересоваться находится ли он сейчас снова в поиске или он вполне доволен своим подрядчиком. К тому же объявления формата сообщений в соцсетях владелец при отсутствии необходимости всегда может удалить.

Ситуация поиска существенно осложнилась мерами самоизоляции. Итоги были такие:

а) я не получила никакого ответа,

б) со мной обещали связаться по прошествию кризиса (положительно оценив моё портфолио и передав его ЛПР),

в) цены на мою работу на биржах упали и клиентам по-прежнему нужен «частный СЕО оптимизатор Москва”, но бюджет на него “похудел".

Итого, на момент написания статьи мной было отправлено:

- по одному сообщению в Telegram и Skype;

- 2 отклика на НН;

- 3 заполненные онлайн анкеты;

- 20 email;

- 88 получателей Vk.

Сейчас я не торопясь заполняю аккаунты на биржах, потому как причин ускориться нет - снижать ставку (ещё ниже уже сниженной) я не готова.

Часть 3: почему мне нужно тестовое задание

Мне оно не нужно, я его не предпочитаю не делать. К сожалению, многие объявления о поиске содержат фразу о рассмотрении seoшника только после вложения мини-аудита сайта ХХХ в отклик.

К моим коллегам часто приходят клиенты с просьбой сделать экспресс аудит ошибок сайта. Якобы это станет аргументом при разрыве договора с текущим подрядчиком и заключению его с ними. Ни один не вернулся. Но один из них покаялся, что обманул, когда настойчивый менеджер звонил и писал каждые три дня по всем каналам связи.

Каюсь, иногда и я это делаю - обращаюсь с тем или иным сайтом и отмечаю то, на чём замылился взгляд (а это очевидно), либо перенимаю положительный опыт общения. Коллеги, простите меня.: ( В своё оправдание могу признать, что не шифруюсь и сообщение с отказом от работы отправляю сразу.

Аргументировано отказаться от тестового при работе с агентством можно - для этого есть портфолио и испытательный срок. С заказчиком приходится работать методом убеждения и с чётким планом работ наготове. Иногда и с прогнозами эффективности того или иного пункта, что сложно, но возможно.

Часть 4: чем брать оплату

Оплата работ биткоинами и криптовалютой на моём пути поисков редко, но встречалась. Не стыдно признать, но я до сих пор не знаю что это такое, но судя по тому, что хайп на тему прошёл, думаю, сейчас они уже ничего не стоят, как билеты МММ. Если вы также как и я в этом не разбираетесь (и не хотите), то не стоит пытаться «залезть на волну» - поздновато, да и не нужно.

Я никогда не работала в отделе маркетинга на стороне клиента, только в агентстве. Однажды я проходила собеседование у производителя со своим (в планах) интернет-магазином. В мои обязанности должно было входить полное руководство над процессом создания, продвижения и поддержки интернет-представительства. Только вот в описании вакансии был указан хороший оклад, а на встрече оказалось, что этот оклад мифический - был указан «минимальный” процент от продаж, который я “смогу» заработать.

В моей голове защёлкал калькулятор: среднее время создания сайта - от трёх месяцев, продвижение нового сайта (если домен с хорошей историей) до первых результатов - ещё минимум три. Но в цепочке продаж участвует не только SEO специалист и работоспособность сайта: есть менеджер, который может быть не знаком с ассортиментом или не обладать талантом общения, есть работа производства, склада и логистики. Есть клиент, который передумал и директор, который в отпуске.

Путём нехитрых расчётов, чтобы получить свой процент, я должна контролировать весь процесс работы над продуктом, а быть в лодке с коллегами, за чей уровень работ я не отвечаю и повлиять не могу, мне не хотелось. Здесь удобно директору, но никак не работнику.

У меня есть знакомый сеошник, успешно работающий на стороне клиента. Периодами находится в состоянии стресса при попытке объяснить руководству о том или ином процессе работы и аргументировать необходимость выделения бюджета на очередные доработки сайта или партию текстов. Но работает давно и с удовольствием. Мне же такой вариант категорически не подходит.

Что касается доли в бизнесе, то в российских реалиях этот опыт неосуществим. В условиях самоизоляции уже подведены некоторые итоги. По данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (их исследование есть у РБК), в России было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний. Число закрывшихся (по статистике за полный календарный год) предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза.

Типичный пример: без оплаты за процент. Ради удовольствия, но по плану. А ещё ты один работаешь за двоих.
Типичный пример: без оплаты за процент. Ради удовольствия, но по плану. А ещё ты один работаешь за двоих.

Если вы смотрели сериал «Безумцы», то там хорошо обыгрывается ситуация с менеджером Джоан, которой предложили хорошую сумму за привлечение клиента в агентство, но она, подумав, взяла 5% акций фирмы SCDP и стала миллионершей. А являясь женщиной умной к проценту должен был прилагаться статус партнёра в совете директоров, что позволило контролировать процессы фирмы и работать сверху на оборот компании.

Главное, принять верное решение, но в моём случае, только рубли. Только ими я могу купить необходимое и оплатить счета.

Часть 5: заказов нет, а что делать

Я продолжаю работать над повышением квалификации и осваивать новые точки поиска заказчиков. Как уже писала выше, начну прокачивать профиль на удалённом ресурсе поиска, ведь я ни разу не искала заказы сама. Одно знаю точно: в сообществах социальных сетей, специализирующихся на тусовке фрилансеров типа «Фриланс - это круто!» и иже с ними клиентов нет. Но если и есть случайные объявления, то они принадлежат либо нечестным людям, либо не модерируются и похожи на свалку потока сознания. А при указании на это руководству, заявленному как модератор, следует тотальный игнор.

В качестве специалиста по SEO в мои обязанности входит работа с другими отделами специалистов и их координация, ведь только сеошник знает какой текст нужен на ту или иную страницу и какая часть кода не даёт сайту индексацию или плодит дубли.

Я хочу рассказать о том, как я выбираю специалистов для работы и на что обращаю внимание и буду рада, если какие-то пункты для вас станут руководством к действию.

Продолжение следует... по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5bed64852f34f400ab4b498d/chastnyi-seo-specialist-iscet-klientov-ili-chto-delat-esli-ty-aitishnik-bez-zakazov-v-krizis-chast-2-5f5d0f05d709247317f50a1c.

Материал написан агентством Sphinx специально для T TJournal, источник: https://tjournal.ru/flood/169406-chastnyy-seo-specialist-ishchet-klientov-ili-chto-delat-esli-ty-aytishnik-bez-zakazov-v-krizis.

Если вам понравился материал, поставьте, пожалуйста, стрелочку вверх на tjournal.ru - для нас это отличная мотивация!