Совсем скоро начнется #новый учебный год . И детям снова надо будет открыть учебники с огромными текстами. Которые надо не только читать, но еще пересказывать и самое важное – понимать.
«Будь внимательнее, прочитай еще раз», — вспомните сколько раз вы произносите эту фразу за учебный год. А в ответ ребенок начинает жутко нервничать, читает текст сбивчиво, по-прежнему не осмысливая содержание.
Любимая фраза взрослых: « #Читай быстрее !», заставляет ребенка концентрироваться на скорости и правильности чтения. Тут уж не до смысла. Следствием являются сложности пересказа и связи полученной информации воедино. Для того, чтобы понимать прочитанное, ребенок должен заменить автоматическое #чтение на осмысленное.
Чтение бывает трех видов:
- просмотровое, результатом, которого, является общее представление;
- ознакомительное, результат которого установка на понимание прочитанного;
- изучающее, которое подразумевает детальный анализ прочитанного.
Традиционный способ работы с текстом включает несколько этапов:
- внимательное прочтение текста;
- ответы на вопросы по содержанию;
- выделение главной мысли и темы текста;
- объяснить непонятные слова.
Но, на мой взгляд, этого не достаточно. В современном мире от человека при работе с информацией нужны #компетенции , требующие развитого аналитического, критического, логического, структурного мышления.
Вот несколько лайфхаков по работе с текстом для школьников, которые помогут проработать понимание прочитанного.
1. Измените какую-то деталь в тексте. И пусть ребенок порассуждает, как это изменение повлияет на развитие сюжета.
2. Распечатайте текст, а затем разрежьте его на части. Попросите ребенка соединить куски текста по смыслу.
3. Важно #научить ребенка сокращать текст с сохранением смысла. Вычеркните сначала вместе ненужные слова и предложения прямо в тексте. Затем ребенок прочитает сокращенный вариант, который запомнить уже значительно легче.
4. Составьте с ребенком цепочку основных слов, связывающих текст воедино. Потом их можно использовать для пересказа.
5. Загадки, ребусы, задачи, головоломки способствуют развитию у ребёнка логического мышления, памяти и внимания.
6. Составьте с ребёнком предложения или даже рассказ по основным словам из текста.
7. Закрасьте в тексте слоги или слова. Пусть ребенок прочитает текст, восстанавливая его смысл.
8. Выделите в тексте короткие предложения. Попросите ребенка развить их, дополнив второстепенными членами.
9. Помните, что тексты для тренировки следует подбирать интересные, соответствующие возрасту ребенка.
Как делать с ребенком домашние задания читайте в статье "Домашняя работа – издевательство над родителями или необходимость!?"