Найти в Дзене

9 лайфхаков как научить ребенка понимать прочитанное

Ребенок читает
Ребенок читает

Совсем скоро начнется #новый учебный год . И детям снова надо будет открыть учебники с огромными текстами. Которые надо не только читать, но еще пересказывать и самое важное – понимать.

«Будь внимательнее, прочитай еще раз», — вспомните сколько раз вы произносите эту фразу за учебный год. А в ответ ребенок начинает жутко нервничать, читает текст сбивчиво, по-прежнему не осмысливая содержание.

Любимая фраза взрослых: « #Читай быстрее !», заставляет ребенка концентрироваться на скорости и правильности чтения. Тут уж не до смысла. Следствием являются сложности пересказа и связи полученной информации воедино. Для того, чтобы понимать прочитанное, ребенок должен заменить автоматическое #чтение на осмысленное.

Чтение бывает трех видов:

  • просмотровое, результатом, которого, является общее представление;
  • ознакомительное, результат которого установка на понимание прочитанного;
  • изучающее, которое подразумевает детальный анализ прочитанного.

Традиционный способ работы с текстом включает несколько этапов:

  • внимательное прочтение текста;
  • ответы на вопросы по содержанию;
  • выделение главной мысли и темы текста;
  • объяснить непонятные слова.

Но, на мой взгляд, этого не достаточно. В современном мире от человека при работе с информацией нужны #компетенции , требующие развитого аналитического, критического, логического, структурного мышления.

Чтение
Чтение

Вот несколько лайфхаков по работе с текстом для школьников, которые помогут проработать понимание прочитанного.

1. Измените какую-то деталь в тексте. И пусть ребенок порассуждает, как это изменение повлияет на развитие сюжета.

2. Распечатайте текст, а затем разрежьте его на части. Попросите ребенка соединить куски текста по смыслу.

3. Важно #научить ребенка сокращать текст с сохранением смысла. Вычеркните сначала вместе ненужные слова и предложения прямо в тексте. Затем ребенок прочитает сокращенный вариант, который запомнить уже значительно легче.

4. Составьте с ребенком цепочку основных слов, связывающих текст воедино. Потом их можно использовать для пересказа.

5. Загадки, ребусы, задачи, головоломки способствуют развитию у ребёнка логического мышления, памяти и внимания.

6. Составьте с ребёнком предложения или даже рассказ по основным словам из текста.

7. Закрасьте в тексте слоги или слова. Пусть ребенок прочитает текст, восстанавливая его смысл.

8. Выделите в тексте короткие предложения. Попросите ребенка развить их, дополнив второстепенными членами.

9. Помните, что тексты для тренировки следует подбирать интересные, соответствующие возрасту ребенка.

Как делать с ребенком домашние задания читайте в статье "Домашняя работа – издевательство над родителями или необходимость!?"