«Пил или не пил – вот в чём вопрос». Маяковский о последней встрече с Поэтом
Трактовка Косминского – предельное откровение! О пьяных загулах и дебошах Есенина не слышал разве что глухой.
«Нет фотографий в пьяном виде»…
Есениноведы, пытающиеся «обелить» своего героя, часто «находят» обоснования ошибочности этого обстоятельства. И на многочисленных фотографиях, мол, де, Есенин никогда не выглядит пьяным.
Слабое основание, на авторских взгляд: между развитием фотографического искусства начала XX века и достижениями цифровой фотографии начала XXI века – пропасть.
«Пьяные фотографии» – моветон!
Это сейчас #социальные сети пестрят всевозможными #селфи сомнительного качества и содержания, благо #цифровая камера присутствует уже чуть ли не в каждом утюге.
В начале XX века #фотография была всё же «в новинку» и «в диковинку»: мало кому в голову могла прийти мысль предстать перед объективом в «состоянии изменённого сознания».
Разве что последнему #дегенерат и #девиант , каковым Есенин, безусловно, не был!
«Нет следов алкоголизма на лице»
Другие отмечают полное отсутствие на фотографиях признаков алкоголизма у Есенина. Туда же: #тридцать лет – ещё не тот возраст, когда #последствия излишеств «налицо и на лице» (извинение за каламбур).
А вот письменных источников алкогольной зависимости Есенина от непосредственных свидетелей – #уйма !
Особо красочное (на сугубо авторский взгляд) – от героя первой части работы, Маяковского:
«Он (Есенин) обрюзг немного и обвис, но всё ещё был по-есенински элегантен.
Маяковский. Последняя встреча
Последняя встреча с ним произвела на меня тяжёлое и большое впечатление.
Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека, с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь.
От него и двух его тёмных (для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина.
С трудом увильнул от немедленного требования пить, подкрепляемого помахиванием густыми червонцами.
«Был поражён»
Я весь день возвращался к его тяжёлому виду и вечером, разумеется, долго говорил (к сожалению, у всех и всегда такое дело этим ограничивается) с товарищами, что надо как-то за Есенина взяться.
Те и я ругали «среду» и разошлись с убеждением, что за Есениным присмотрят его друзья – есенинцы.
Оказалось не так. Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным».
Выводы Маяковского
Иными словами, Маяковский, как непосредственный свидетель, отмечает:
1) Есенин спивается – «ринувшегося ко мне человека, с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь»;
2) #алкоголизм Есенина – объективная реальность, а не чья-либо субъективная оценка – «долго говорил с товарищами, что надо как-то за Есенина взяться. Те и я ругали «среду» и разошлись с убеждением, что за Есениным присмотрят его друзья – есенинцы».
«Конец Есенина огорчил»
А главное – нет у Маяка какого-либо злопыхательства и «танцев на костях» от упадка «конкурента» на поэтическом фронте – «конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески».
Наоборот, присутствует чёткое видение трагического конца, очевидное для любого современника Поэта – «но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным».
Иными словами, все понимали, что если Сергей Александрович «не остановится», он долго не «протянет»!..