На открытие Gamescom внезапно ворвалась страстно многими ожидаемая Dragon Age 4, только вот вместо привычной для гигантской AAA игры помпезной презентации, Bioware показали четырехминутный ролик о создании игры. Ага, ролик о создании игры, которой еще не существует.
Выбранный EA необычный формат продвижения игры, конечно, вызывает вопросы. Один из них: на кой черт нам все эти пространне рассуждения разработчиков о свой нелегкой доле, когда о самой игре неизвестно практически ничего? Впрочем, Bioware не впервой спотыкаться о, мягко говоря, странные закидоны маркетологов EA.
Зато в редких просветах между унылой болтовней нового "правильного" состава Bioware можно было разглядеть крупицы действительно интересной информации о грядущей DA4. Разработчики показали небольшие фрагменты геймплея, которые впечатляют и воодушевляют куда сильнее абстрактных рассказов об оригинальности лора или неоднозности образов персонажей.
Судя по геймплейным прогонам в грейбоксах, новая Dragon Age собралась уйти куда дальше в сторону Аction RPG от стандартной для фентезийных ролевух тактики с активной паузой и того странного, неуклюжего микса из тактики и экшена, который был в Инквизиции.
Старая боевка Dragon Age не была самостоятельной и оригинальной — она была лишь вынужденным компромиссом между традиционной для серии формулой и коньюктурой консольного гейминга, в который Инквизиция так отчаянно метила, в отличие от предшественниц. К уместной для ролевух тактической боевке в риалтайме прикрутили обязательный вид от третьего лица, что придало игре легкий налет экшена в ущерб тактической глубине.
На словах идея такого микса из двух противоположных подходов может и звучала неплохо, но вот на деле получилось нечто весьма спорное, больше напоминающее бесконечные MMO из середины 00-х, чем дорогущий сингл от легендарной студии. Те, кто проходил Инквизицию знают, что после беглого изучения всех скромных тактических возможностей, боевой геймплей превращается в чуть ли не дьябловский hack and slash, а о существовании тактической паузы уже не вспоминаешь.
Стоит все же признать, что аналогично работала боевика и в одной из лучших игр старой Bioware — Star Wars: Knights of the Old Republic, однако там она выглядела куда уместней в силу технических ограничений древних платформ. В 2014 году, да на стыке поколений, такой компромиссный подход к скрещиванию ролевухи и экшена уже выглядел кривовато, и если кто и проникся Инквизицией, то точно не благодаря её геймплейным качествам.
Просто мы уже видели, как можно делать по-другому, а через год увидели, как это "по-другому" стало новым мейнстримом благодаря стараниям поляков из CD Project RED. Кроме того, все прошедшее десятилетие активно набирал обороты новый подвид экшн-ролевух от японцев из From Software, который со временем даже выкриставолся в отдельный поджанр и породил десятки клонов.
Bioware много раз попадали в ловушку завышенных ожиданий, поэтому в последние годы их производственный процесс скатывается в хаос. Канадцы всегда пытаются и про свои истоки не забыть, и в конъюнктуру попасть, чтобы после релиза неизменно свалиться с этих двух стульев. Вероятно, Dragon Age 4 не стала тут исключением — уж очень крепко игра застряла на ранней стадии разработки, что косвенно намекает на частые смены ключевого концепа.
И все же хочется верить, что с этим странным четырехминутным роликом Bioware осторожно намекнули на то, что хотя бы образ игры на бумаге уже готов, а все, что осталось сделать — реализовать задуманное. И если в этом образе геймплей — это не какое-то невнятное компромиссное месиво, а честный и смелый экшн, то лично я снова готов вернуться в стан фанатов этой некогда легендарной конторки.