Помните, в замечательном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» шведский посол приходит на прием к Бунше, требует у того «Кемску волость» и только благодаря тому, что Жорж Милославский хочет сберечь народное достояние, она остается у России в целости и сохранности?!
А вам, мои читатели, интересно, что это за место такое – «Кемская волость» и на кой черт она вообще нужна шведам?!
Так вот Кемская волость это вполне реальное место, а город Кемь, хоть и совсем небольшой, но до сих пор существует на русском Севере.
В те времена, когда правил Иван Грозный эта волость носила название не по городу, а по названию реки, которая тоже называлась Кемь. Волость располагалась на берегу Белого моря и граничила со шведскими владениями, так как Финляндия тогда была шведской.
Вообще, изначально эти земли были новгородскими. И принадлежали они одной знаменитой новгородской семье – Борецким. Даже еще интереснее – той самой Марфе Борецкой, про которую написан знаменитый роман «Марфа-Посадница». В 1450 году Марфа Борецкая подарила Кемскую волость Соловецкому монастырю. А потом, когда Новгород оказался под контролем Москвы, Кемская волость тоже стала московской.
Уже во времена Ивана Грозного началась Ливонская война, точнее серия войн в Прибалтике, которые теперь принято объединять в одну эпоху под названием «Ливонская война». Ввязались в нее и шведы. В результате на Кемскую волость стали нападать шведские отряды. А так как русские всегда считали эти земли своими, то мириться с тем, что к берегу Белого моря лезут какие-то шведы они не собирались.
Поэтому в 1578 году в Соловецкий монастырь из Москвы отправили на помощь воеводу Михаила Озерова. С ним отправились четыре пушкаря и десяток стрельцов. Людей немного, но зато прислали сотню ручниц и несколько пищалей. Кроме того, подоспела помощь из Вологды – еще четыре пушкаря с четырьмя пищалями, а также более 100 пудов «зелья» (так тогда называли порох) и 400 ядер. Причем, хотя людей у Озерова было немного, ему поставили задачу – не просто обороняться, а самому нападать на шведов.
У воеводы Озерова дела пошли не очень хорошо. В следующем 1579 году шведы появились в Кемской волости, где разгромили русских, так как те «огненному бою не обучены». Зачем тогда было посылать столько оружия, если им владеть никто толком не умел. В этих стычках сложил свою голову и воевода, которому не повезло. Кемскую волость шведы благополучно разграбили.
После этого стало понятно, что стрельцов на Белом море нужно больше. Поэтому прислали еще сотню стрельцов. А в Кемской волости построили Риноозерский острог. И когда шведы появились в тех краях в следующем, 1580 году, их там уже ждали с распростертыми объятиями.
В остроге засел воевода Киприян Оничков со стрельцами, пушкарями, «тутошними и охочими людьми». И у них все получилось. Острог благополучно выдержал осаду, приступ «свейских людей» отбили, сами не раз ходили на вылазки и шведы в итоге ушли. А воевода Киприян Оничков, которого за время осады дважды ранили, получил от царя благодарность.
Ну а «Кемска волость» так и осталась навсегда русской. И до сих пор ею остается.
А шведский посол, получается, вполне мог требовать у царя Ивана Васильевича «Кемску волость». Только получил бы шиш с маслом. Ибо нечего казенные земли разбазаривать!
------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.