Найти в Дзене
ИстАдмин

Взгляды представителей классического консерватизма

Эдмунд Бёрк (1729-1797):

Конституция, вырабатывается по подобию законов природы, и в соответствии с ней мы получаем, поддерживаем и передаем наше правительство и привилегии точно так же, как получаем и передаем нашу жизнь и имущество.

В гражданском обществе все люди имеют равные права, но не равное имущество.

Во Франции власть больше не принадлежит собственности, в результате собственность разрушена, а разумной свободы не существует.

Первое обязательство гражданского общества – охрана собственности граждан, а не удовлетворение требований кредиторов к государству. Правам граждан принадлежит приоритет. Состояние отдельных лиц, полученное по наследству или приобретенное в результате участия в прибылях какого-либо общества, не является гарантом для государственных кредиторов.

Ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации.

Идея наследования обеспечивает верный принцип сохранения и передачи и не исключает принципа усовершенствования, сохраняя все ценное, что приобретается.

Дух свободы, часто провоцирующий беспорядки и эксцессы, действуя как бы в присутствии канонизированных предков, умеряется благодаря глубокому уважению. Идея свободы, полученная людьми вместе с врожденным чувством достоинства, защищает поколения от неизбежной наглости выскочек.

В обществе есть качественные разновидности людей, которые характеризуются в зависимости от их происхождения, образования, возраста, профессии, места проживания (в городе или деревне), от приобретения и закрепления собственности, от вида этой собственности. И, следовательно, необходимо деление граждан на сословия и придание им такое положение в государстве, при котором их обычаи и привычки способствовали бы исполнению ими присущих им функций; каждое сословие могло пользоваться своими привилегиями и иметь возможность защитить себя в случае конфликтов, неизбежных в каждом неоднородном обществе.

Во всех обществах, состоящих из разных категорий граждан, одна должна доминировать. Уравнители только искажают естественный порядок вещей.

Общество - это действительно договор, но договор высшего порядка, не коммерческий из практической выгоды или преходящих интересов, а между нынешним, прошлым и будущим поколениями.

-2

Жозеф Мари де Местр (1753-1821):

Революция не неотвратима, ее альтернатива – в традиции, которая несет в себе порядок и движение истории, вне которых нет иной альтернативы кроме тирании или анархии.

Истинная основа общежития – органическая связь единиц и частных групп с государственным целым, от них независимым и представляемым абсолютной властью одного лица. Власть его получена по божественному праву, а не по воле народа. Власть есть сила священная.

Участие народа в делах управления есть фикция. Нет «общечеловека» и, следовательно, нет равенства между людьми.

Всякая писанная конституция – лоскут бумаги, ибо на ней нет печати помазания, религиозного освящения. Эта конституция бездушна, а сущность дела – в народном духе.

Государство есть тело или организм, которому естественное чувство самосохранения предписывает прежде и более всего блюсти свое единство и целостность, ради чего государство, безусловно, должно руководиться одной разумной волей, следовать одной традиционной мысли.

Политические права отдельных классов нарушают единство общественной жизни. Единство мышления невозможно при совещании.

Права человека и гражданина – только замаскированное желание как можно менее нести обязанностей гражданина. Права сословия – стремление создать государство в государстве.

Революция на место истории ставит разум, чем нарушает ход времен.

-3

Алексис де Токвиль (1805-1859) – его взгляды лежать между консерватизмом и либерализмом:

Постепенное установление равенства условий есть предначертанная свыше неизбежность. Основные признаки этого процесса: всемирный, долговременный характер и с каждым днем все менее зависит от воли людей.

Обстоятельства, в которых рождаются нации и которые служат их становлению, оказывают воздействие на все их будущее развитие.

В распоряжении общества есть два способа заставить должностных лиц повиноваться: предоставить одному из них безраздельную власть над остальными, право лишать их должности в случае неповиновения, либо выборность должностных лиц как в США. Однако выборное должностное лицо нельзя ни сместить, ни повысить. В самой природе выборной должности заложен принцип несменяемости до окончания срока полномочий. Должностное лицо может никого не бояться, кроме своих избирателей. Необходимо поручить судам применять судебные санкции к нарушителям.

Равенство в политической сфере можно обеспечить двумя способами: нужно или дать все права каждому гражданину страны, или же не давать их никому.

Существованию демократии угрожают две основные опасности: полное подчинение законодательной власти волеизъявлению массы избирателей большинству, или концентрация в законодательных органах всех прочих видов правительственной власти.

Общество возникает, когда люди имеют одинаковые взгляды и мнения о многих вещах, когда многие события вызывают у них одинаковые впечатления и наводят на сходные мысли. Общественное мнение не внушает своих взглядов, оно накладывается на сознание людей, проникая в глубины их души с помощью своего рода мощного давления, оказываемого коллективным разумом на интеллект каждой отдельной личности.

Справедливость – это общий закон, признанный не только одним народом, а всем человечеством. Отказом повиноваться несправедливому закону, не отрицается право большинства управлять обществом, а признается верховенство общечеловеческих законов над законами какого-либо народа.

Для процветания общества необходимо, чтобы умы всех граждан были постоянно и прочно объединены несколькими основными идеями.

Равенство расставляет всех людей в одну шеренгу, не порождая никакой взаимосвязи между ними. Чрезмерный индивидуализм ослабляет существующие социальные связи, но не создает новых. Когда граждане вынуждены заниматься общественными делами, они непременно отвлекаются от своих личных интересов. Как только общественные дела начинают решаться общими усилиями, каждый человек приходит к пониманию, что он не столь независим от себе подобных, как он это представлял себе прежде, и что для того, чтобы обеспечить себе поддержку окружающих, он сам должен оказывать им содействие.