Российские балетные академии и училища ежегодно выпускают большое количество артистов балета. И конечно же, не всем им находится место в ведущих, или хотя бы местных театрах страны. Конкуренция серьезная, кому-то приходится уезжать в другие города России, но многие не прочь испытать фортуну и за рубежом. И понятно, что поскольку школа русского (советского) балета является ведущей в мире, то от танцовщиков высокого класса грех отказываться. На танцовщиков с постсоветского, в т.ч. и российского, пространства по-прежнему спрос высок. Очень часто европейские и мировые театры сами делают понравившемуся танцовщику предложение о трудоустройстве на неплохих условиях. Да и трудно отказаться от предложения пожить "в Европах" или еще где. Таким образом, вы можете наблюдать наших артистов балета буквально по всему миру.
Но не задумывался ли кто-нибудь когда-нибудь над тем, где наших соотечественников больше всего (разумеется, речь не идет о внутрироссийских театрах)? Ответ: это балетная труппа оперного театра г. Будапешт.
Был еще один театр, с которым у Будапешта по количеству русских танцовщиков была, так сказать, до последнего борьба, но с перевесом в 3 человека он вышел победителем. Сравнивал я многие театры мира, считал буквально по головам, так что вероятность ошибки небольшая. Давайте же вкратце познакомимся с нашим представительством в главном театре Венгрии.
Татьяна Мельник является одной из главных звезд венгерского балета и на данный момент пребывает в статусе этуали (примы) Будапештской труппы. Была провозглашена этуалью сезона 2019/2020 (есть такая фишка у венгров - каждый сезон выделять самых ярких танцовщицу или танцовщика, по очереди).
До переезда в Венгрию Татьяна успела засветиться на московской сцене, будучи солисткой театра Станиславского и Немировича-Данченко (далее - МАМТ). А вообще, заканчивала Пермское училище, после чего танцевала в театре «Русский балет» Вячеслава Гордеева. В МАМТ перешла в 2013 году, а в Венгрию уехала в двумя годами позже.
Дмитрий Тимофеев. А этот танцовщик стал этуалью венгерского балета в предыдущем сезоне - 2018/2019. В Будапеште является второй нашей этуалью наряду с Татьяной Мельник. Учитывая, что всего там этуалей пять, то в процентном соотношении не так уж это и мало. А "родом" он из АРБ им. Вагановой. Особенно хорош в неоклассических партиях, критикой выделялось его испонение партии де Грие в балете "Манон".
Среди ведущих солистов труппы наших нет, а среди просто солисток выделяется Софья Иванова-Скобликова - бывшая танцовщица Мариинского театра. Окончила Академию Вагановой в 2013 году, после чего сразу была принята в театр (что уже удача), и вроде уже подбиралась к основным партиям. Ей доводилось танцевать и Гамзатти из "Баядерки", и Гюльнару в "Корсаре", и даже Китри и Мари. Кое-кто даже отзвался о ней как о "настоящем алмазе", но... В 2018 году она переехала в Будапешт. Там у нее в послужном списке уже есть Никия и Жизель (и Китри с Мари, конечно).
Диана Косырева. Это - бывшая артистка Большого театра, которая в свое время окончила с отличием хореографическое училище при театре Гжель. Была принята в труппу театра Касаткиной и Василева, где вскоре стала примой. Ее педагогом там была сама Надежда Павлова. В 2013 перешла в Большой театр, а некоторые балетоманы даже сравнивали ее в некоторых партиях с Анжелиной Воронцовой (а кто-то наоборот, сильно критиковал). Однако значительных успехов там не достигла, и в 2019 году переехала в Будапешт, где сейчас пребывает в статусе grand sujet (гран сюже). Это - третья ступень иерархии в данной труппе, до примы - еще 4 ступени. И к гран сюже относятся следующие танцовщики.
Елизавета Чепрасова - еще одна балерина, которой после окончания АРБ Вагановой (где, к слову, ее педагогом была Людмила Ковалева - наставница Дианы Вишневой и Марии Хоревой) не удалось закрепиться в Мариинке. Там она была солисткой в течение 6 лет, но затем начались скитания по разным театрам: сначала Национальная опера Украины, затем МАМТ, и с 2015 года - Будапешт.
Дмитрий Дьячков - еще один гран сюже Будапештской оперы. В свое время окончил сильное Пермское училище, танцевал в МАМТе, а в 2015 году уехал в Венгрию.
Есть в труппе и небольшой легион из новосибирских танцовщиц. Кристина Старостина - многообещающая в свое время выпускница Новосибирского училища, которая практически не задержалась на родной сибирской земле и стала одной из первых постоянных легионерш в составе Будапештской оперы. Вера Сабанцева - в течение долгого времени одна из основных танцовщиц, прима Новосибирского академтеатра. Получила предложение от Magyar Allami Operahaz в 2019 году во время выступления новосибирской труппы на летнем фестивале в Будапеште, куда тихо и без особого шума практически сразу и перебралась (обе танцовщицы пребывают там сейчас в статусе семи-солисток, т.е. могут время от времени танцевать какие-то сольные партии, но в целом остаются в составе кордебалета).
За ней туда же проследовали яркая харктерная танцовщица Мария Николаева, а также Надежда Сорокина.
Кстати, в Будапеште в свое время танцевала другая новосибирская танцовщица - нынешняя звезда европейского балета, прима Нидерландского королевского балета Анна Цыганкова.
К русскому балетному легиону Будапешта относятся также Ольга Чернакова, Борис Мясников (еще один пермский выпускник и бывший танцовщик МАМТа), Людмила Мизинова, Владислав Мельник, Ксения Куликова, Анастасия Константинова, Максим Ковтун, Катерина Тарасова, Дмитрий Жуков, Эрика Колотова. Там же сейчас танцует Красноярская балерина Софья Демеш, которая в свое время взорвала интернет своим танцем под Prodigy в здании Парижского монетного двора.
Нетрудно подсчитать общее количество наших соотечественников, которое равняется двадцати двум.
А с каким же театром, как упоминалось вначале, шла, так сказать, основная борьба? А это Баварская государственная опера, где сейчас 19 русских. И в этом нет ничего удивительного - худруком труппы является блестящий в прошлом советский и российский танцовщик Игорь Зеленский, который, естественно, потдянул туда и соотечественников. Правда, некоторые из этих 19 человек "спорны". Понятно, что, например, Владимир Шкляров - это премьер Мариинского театра, и в Мюнхене выступает лишь время от времени. То же самое касается Владислава Козлова, который на постоянной основе танцует в балете Сан-Франциско. Ну и среди премьеров там числится Сергей Полунин, однако не совсем понятно его танцевальное будущее...
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.