Читательница канала "Московские истории" Лидия Головцова - о флигеле в Большом Полуярославском переулке, хлюпающей под полом первого этажа Яузе и как роль праздничного стола во дворе исполняла катушка от кабеля.
Мы жили в Большом Полуярославском переулке, дом 16. Теперь только наш флигель остался на месте, остальные снесены, как и другие дома по соседству. Там, где было наше окошко, теперь глухая стена. И окошко, жившей над нами тёти Оли, тоже исчезло. Первый этаж низкий: в подъезде надо было спуститься на три ступеньки вниз и в дверях самой квартиры еще на ступеньку вниз. Бабушка рассказывала, что еще до того, как Яузу заключили в каменное русло, по весне под полом хлюпала вода. Окошко наше выходило на стену соседнего флигеля, солнышко заглядывало только, когда отражалось в стекле соседнего строения.
Двор у нас был замечательный, самый настоящий, внутренний. И даже не один, был еще задний двор, поменьше. Жизнь проходила у всех на виду. Дядьки резались в домино, тетеньки обсуждали последние новости и следили за постиранным бельем, развешенным на веревках, подпираемых длинными палками (в каждой семье своя веревка и своя палка). Следить приходилось зорко, так как дети рядом могли играть в лапту или чижика. Жили дружно, на праздники накрывали общий стол - столом служила большая катушка от кабеля, неизвестно когда появившаяся во дворе. В маленьком флигельке на одну семью, где жила семейная пара с пятью кошками, открывалось окно, и появлялся граммофон с музыкой. Тут начинались танцы. Это происходило летом, а зимой на святки ходили ряженые и колядовали.
Еще во дворе было много сараев, они тянулись от маленького флигеля двойным рядом, соприкасаясь тыльной стороной. По сараю на каждую семью. Там хранили дрова. Осенью всем двором пилили и кололи дрова на зиму. А еще солили капусту. У нас в сарае стояла большая кадка с квашеной капустой, капусты хватало до конца весны. А ребятня по крышам этих сараев бегала, играли в казаки-разбойники.
Время от времени приезжал старьевщик. За какую-нибудь ветошь мальчишки выменивали у него пугачи с глиняным пистоном. По-моему, выстрелить удавалось только один раз. Старшие ребята малышню не обижали, заступались.
Иногда женщины собирались у тех, у кого комната побольше, и играли в лото, страшно сказать - на деньги! По копеечке. У бабушки была жестяная коробка, с которой она ходила на эти посиделки. У нас даже свой стиляга был - Лева. Носил полуботинки на "манной каше" и брюки дудочкой. Подарил мне значок с фестивальной ромашкой, тогда молодежный фестиваль проходил в Москве. Я во второй класс перешла, носила этот значок на кофточке.
Еще о Сыромятниках: "Мне нравился зрительный зал, такой помпезный, с расписным потолком - орнаменты, знамена и товарищ Сталин", "Ну и что, что восемь комнат, семь семей, зато телефон висит в коридоре - красота!"
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru