Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Стали известны направления для итогового сочинения в 2020-2021 учебном году.

На сайте ФИПИ опубликованы открытые тематические направления, внутри которых будут формироваться темы для декабрьского сочинения:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Что можно сказать по этому поводу? Балует нас ФИПИ в этом году: сентябрь ещё не начался, а нам уже и демоверсию, и направления (даже с комментариями) предоставили.

Об изменениях в ЕГЭ по русскому языку я уже писала. Сегодня поговорим о направлениях. Они такие... такие... неожиданные, интересные, "неизбитые", если можно так выразиться. Если раньше практически к любому направлению тем или иным боком можно было прицепить наше всё ("Капитанскую дочку", "Судьбу человека" и "Сотникова"), то теперь так с наскоку и не сообразишь, что в первую очередь рекомендовать ученикам к прочтению.

Темы сочинений направления "Забвению не подлежит" будут нацелены на размышления о значимых исторических событиях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человечества в целом. Главное историческое событие, которое приходит на ум в этой связи, - Великая Отечественная война. Тогда "Судьба человека" и "Сотников" могут подойти, как и другие произведения военной тематики.

Более развёрнуто изложила свои мысли по поводу данного направления в статьях

"Забвению не подлежит" - не самое простое направление

"Забвению не подлежит" - примерные темы сочинений и короткие произведения о войне для аргументации

И даже успела написать (по просьбе читателей) пример итогового сочинения на тему Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

При раскрытии тем, связанных с направлением "Я и другие", необходимо будет обратиться к вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Если мне не изменяет память, похожее направление ("Человек и общество") было предложено одиннадцатиклассникам несколько лет назад. Какие произведения из школьной программы нам могут пригодиться? "Горе от ума", "Старуха Изергиль", "Преступление и наказание", "Отцы и дети" и много чего ещё ("Чучело", например).

В рамках направления "Время перемен" школьникам предложено будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений внутри человека и в окружающей его действительности. Если говорить о глобальных социальных и культурных изменениях, мне прежде всего приходит на ум Первая мировая с последующей революцией и Гражданской войной ("Тихий Дон", "Собачье сердце", "Белая гвардия") и научно-технический прогресс с его последствиями ("Прощание с Матёрой", "451 градус по Фаренгейту").

Направление "Разговор с собой" будет связано с вопросами, которые человек задает сам себе. Школьников ждут темы об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Опять "Преступление и наказание", "Герой нашего времени" и "Белые одежды", о которых я недавно писала (даже рефлексирующий Печорин не задаёт себе столько вопросов, сколько Фёдор Дежкин).

Для последнего направления, как я понимаю, потребуются произведения писателей именно 21 века, потому как рассуждать придётся о сущности сегодняшнего поколения. Мне кажется, очень кстати тут будет Е. Водолазкин со своим "Авиатором". Герой этого романа, юность которого пришлась на 20-е годы прошлого века, как раз находится между прошлым и будущим и имеет возможность сравнивать людей своего поколения с людьми 21 века. Для "Времени перемен" и "Разговора с собой" произведение тоже может подойти.

Ну и под занавес: кто о чём, а я как всегда о Чингизе Айтматове и его романе "И дольше века длится день". Мне кажется, к первым четырём направлениям он идеально подходит: проблема исторической памяти там во главе угла, взаимоотношений личности и общества в нём предостаточно, временем перемен пронизан весь роман, ну и вопросов, которые задаёт себе главный герой, хватит на десятки сочинений.

Конец лета. Фото из личного архива автора
Конец лета. Фото из личного архива автора

На сегодня всё. Как вам направления, коллеги? Какие литературные произведения будете разбирать со своими учениками в первую очередь?