Сегодня на Общероссийском родительском собрании министр просвещения С.Кравцов озвучил направления для тем декабрьского сочинения в выпускных классах. Сами темы итогового сочинения, основной срок которого в этом году 2 декабря, станут известны за 15 минут до начала работы.
Знать направления – уже немало. Они дадут возможность выпускникам сосредоточить внимание именно на той литературе, которая подходит для аргументации. Давайте подумаем, что лучше читать в этом году, чтобы написание итогового сочинения не вызвало затруднений.
Итак, обратимся к направлениям:
Легко заметить, что в этом году направления сформулированы несколько иначе, чем в прошлые годы. Мы привыкли видеть в формулировке два противоположных нравственно-философских понятия: «Добро и зло, гордость и смирение, надежда и отчаяние и т.п». Теперь акцент немного сместился. Формулировки направлений этого года заставляют обратиться к конкретным событиям исторического прошлого, современности, задуматься о своём месте в постоянно меняющемся мире (направления 1,3,4).
При подготовке к сочинению я бы посоветовала уделить особое внимание литературе, рассказывающей о событиях Гражданской войны, Революции, Великой Отечественной войны. Кажется, в этом году литература периода с XX века до наших дней в процессе подготовки к сочинению одержит победу над литературой ХVIII – ХIХ в.в.
Понятно, что в этом году готовиться к итоговому сочинению будет немного сложнее. Связано это и с очень расплывчатой формулировкой направлений "объять необъятное", и с тем, что до декабря мы успеваем пройти лишь литературу начала XX века века. Видимо, и учителям, и выпускникам придётся искать выход из положения. Может быть, что-то прочитать заранее (например, уже сейчас).
Тем, кто уже хочет подобрать небольшие произведения, которые впоследствии пригодятся для сочинения (да и на ЕГЭ), можно начать с «Донских рассказов» М.Шолохова, перечитать его «Судьбу человека» и «Науку ненависти». Произведения о войне Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Быкова.
Я не говорю уже о масштабных произведениях, таких как "Война и мир", "Тихий Дон", и т.д. Выбирайте по своему вкусу и желанию, придерживаясь направлений итогового сочинения.
Конечно, и обращение к вечным темам никто не отменял. Практически любое крупное произведение любого периода , прочитанное внимательно и серьезно , даст вам источник для аргументов по самым разным направлениям! Надеюсь, темы по направлениям 2 и 5 (которые во многом сходны) будут сформулированы таким образом, чтобы учащиеся имели возможность порассуждать о духовно-нравственных проблемах без привязки к какой-либо эпохе вообще.