Найти в Дзене

«Белый лебедь» летит в будущее

Оглавление

Сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой геометрией крыла. Он является одним из элементов авиационной составляющей ядерной триады России. За особую грацию Ту-160 получил неофициальное название «Белый лебедь». Сейчас в Казани начали проект модернизации и выхода на серийное производство этой машины. Самолет проходит глубокую модернизацию до облика Ту-160М, что существенно улучшит его боевые и летные качества.

Самолет Ту-160 представляет собой свободнонесущий моноплан с крылом изменяемой в полете стреловидности, четырьмя двигателями, трехопорными шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом).

Первый полет «Белого лебедя» состоялся 18 декабря 1981 года. Его выполнил экипаж во главе с летчиком-испытателем Борисом Веремеем. В 1984 году прошло первое испытание серийной машины, а уже на следующий год в ходе испытаний на Ту-160 впервые была превышена скорость звука. Еще год спустя для Ту-160 стартовало серийное производство двигателей НК-32. В 1987 году начались поставки самолетов в строевую часть дальней авиации. 30 декабря 2005 года Ту-160 официально был принят на вооружение ВВС России указом президента РФ Владимира Путина. На сегодня проект одновременно находится сразу в трех стадиях – эксплуатация, модернизация, производство.

Уникальные возможности

Особенностью Ту-160 является интегральная схема его аэродинамической компоновки. Она дает возможность более полно использовать внутренние объемы планера при размещении грузов, топлива, оборудования, а также уменьшить количество конструктивных стыков, что обеспечивает экономию массы самолета.

«Крыло Ту-160 имеет возможность изменять стреловидность от 20 до 65 °. Это довольно сложная конструкция, которая позволяет оптимизировать скорость и дальность полета при существенной экономии топлива», – говорит заместитель генерального директора компании «Туполев» по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Валерий Солозобов.

Основные материалы планера – титановые сплавы, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы, композиционные материалы.

При создании Ту-160 для улучшения весовых и прочностных характеристик были применены титановые и стальные сплавы, в частности для производства сильно нагруженных узлов и отсеков. Например, из титановых сплавов выполнена центральная часть самолета – балка центроплана, воспринимающая широкий спектр нагрузок, приходящих от консолей крыла, фюзеляжа, шасси, двигателей и силовых агрегатов.

В мотогондолах в нижней части фюзеляжа попарно установлены четыре двухконтурных турбореактивных двигателя НК-32 с форсажными камерами. Каждый двигатель автономен по всем системам. В качестве автономного энергоузла применяется вспомогательная силовая установка ТА-12. Своими характеристиками НК-32 позволяет Ту-160 летать в большом диапазоне высот и скоростей.

В 1989 и 1990 годах самолеты Ту-160 установили несколько мировых рекордов по скорости и высоте. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1 000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч.

Выполнение программы Ту-160 потребовало от отечественного авиапрома решения комплекса проблем. Всего до 2000 года было выпущено 35 самолетов Ту-160, включая два опытных образца. Серийно «Белый лебедь» производился в Казани. Сегодня это Казанский авиационный завод (КАЗ) им. С. П. Горбунова – филиал компании «Туполев». По традиции каждому самолету Ту-160 присваивается собственное имя, среди которых имена летчиков, военачальников, авиаконструкторов и даже сказочного богатыря Ильи Муромца.

9 июня 2010 года двумя ракетоносцами Ту-160 был установлен рекорд по дальности и продолжительности полета: 24 часа 24 минуты и почти 20 тыс. км. В самолете для продолжительных полетов созданы все необходимые бытовые условия для экипажа.

«Уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. Лучшего самолета в сверхзвуковом классе никто еще не придумал», – сказал о Ту-160 министр обороны России Сергей Шойгу.

Новый облик

Возобновление производства ракетоносцев Ту-160, приостановленного в 1990-е годы, стало ключевым проектом программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации России. В рамках проекта в 2016 году началось масштабное техническое перевооружение Казанского авиазавода, в том числе реконструкция цехов основного производства, аэродромно-испытательного комплекса и инфраструктурных объектов.

На предприятии были восстановлены и усовершенствованы уникальные технологические процессы, утраченные в 1990-х годах, включая технологию электронно-лучевой сварки крупногабаритных титановых деталей для Ту-160. Благодаря техперевооружению завод получит самые передовые технологии в сфере проектирования, производства и испытания современной техники. На сегодняшний день это крупнейшая модернизация авиационного производства в стране. Всего около 200 предприятий страны участвуют в создании новых Ту-160.

В рамках программы воспроизводства Ту-160 в 2017 году с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки самолета на КАЗ им. С. П. Горбунова был построен новый ракетоносец. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полет, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. «Ту-160 становится совсем новой машиной, с огромными, нужными для Министерства обороны возможностями», – сказал тогда Владимир Путин.

«Впервые в истории отечественной авиации инженеры практически всех ведущих школ – Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна – собраны и работают в одной команде, – рассказывает Валерий Солозобов. – Была выполнена колоссальная задача – специалистами КБ в современных программах оцифровано более 75 тысяч чертежей в 3D-формате, идет завершение проектирования и подготовка к промышленному производству».

Ту-160, глубоко модернизированный до облика Ту-160М, будет иметь новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, систему управления и радиолокационную станцию. На Ту-160М установлены новые двигатели НК-32 серии 02 с улучшенными характеристиками разработки компании «Кузнецов».

«Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полета, что в совокупности с заявленной энерговооруженностью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов», – уверен командующий дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.

Глубокая модернизация позволит увеличить общую эффективность Ту-160М при применении по назначению.

2 февраля 2020 года на аэродроме КАЗ им. С. П. Горбунова состоялся первый полет первого опытного глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160. Самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы, Заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации Анри Наскидянца. «К подготовке самолета к первому подъему было пристальное внимание со стороны военной приемки, командования Вооруженных сил, – пояснил Анри Зурабович. – Я считаю, что КБ “Туполева” и Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова сделали все, чтобы этот самолет взлетел».

Первый полет проходил на высоте 1 500 метров и длился 34 минуты. В ходе полета были выполнены необходимые проверки обновленных систем и оборудования, установленного в рамках глубокой модернизации самолета.

Делясь впечатлениями от первого полета Ту-160М Анри Наскидянц рассказал: «Честно сказать, я остался очень доволен полетом на Ту-160М. У машины высокий диапазон скоростей, она сверхзвуковая, тяжелая, но ведет себя на удивление корректно. Мягкий самолет, очень приятный».

В настоящее время ОДК проводит квалификационные и ресурсные испытания двигателей НК-32 серии 02 на стендах. "Вновь изготовленные двигатели соответствуют требованиям конструкторской и нормативной документации, заявленной в тактико-техническом задании", — отметили в корпорации в беседе с изданием AEX. Двигатели установочной партии уже были изготовлены и испытаны производителем.