Найти тему
Старичок на драйве

Оказывается, в СССР использовали шины со съёмным протектором. Почему советская разработка не дожила до наших дней

Приветствую, уважаемые коллеги-автомобилисты!

Попался как-то мне в интернете на глаза интересный документ. А именно заявка на патент, в которой говорилось, что житель Москвы изобрел резину со съемным протектором. Я вам скажу так: новое – это хорошо забытое старое. Ничего этот москвич не изобретал. Такие шины были еще в СССР. Они появились в 60-х годах прошлого века.

В кадре Владимир Григорьевич Александров, конструктор, который работал над созданием шины со съемным протектором на Ярославском ордена Ленина шинном заводе. Кадр из материалов кинолаборатории ПТНИИ.
В кадре Владимир Григорьевич Александров, конструктор, который работал над созданием шины со съемным протектором на Ярославском ордена Ленина шинном заводе. Кадр из материалов кинолаборатории ПТНИИ.

В Советском Союзе постоянно что-то изобретали, да и покрышки стоили дорого. А 60-е – это был индустриальный и сельскохозяйственный подъем. Повсеместно использовались грузовики. Покрышки стирались быстро.

Точнее, быстро стирался протектор. А шины еще могли ходить. Но толку в них без протектора не было.

Не было тогда и какой-то переработки резины. Поэтому сотни тысяч, если не миллионы, шин лежали использованными и никому не нужными.

Тогда-то и придумали использовать покрышки со сменным протектором.

Процесс снятия протектора. Кадр из материалов кинолаборатории ПТНИИ.
Процесс снятия протектора. Кадр из материалов кинолаборатории ПТНИИ.

Система была очень простой: три кольца с нанесенным на них протектором надевались на шину. Это отнимало всего-то 10-20 минут времени.

Поддерживались кольца на шинах за счет нормального давления. Это было удобным и простым решением и серьезным недостатком, одновременно.

Кстати, покрышки со съемным протектором производились на заводе в Ярославле.

Почему советская разработка не дожила до наших дней?

Наверное, по тому, что я рассказал, уже можно догадаться.

Съемные кольца слетали. Нужно было постоянно следить за давлением в колесах. Но слетал протектор не только из-за того, что шины спускало, или они были плохо накачаны. Причиной мог стать и камешек, попавший между шиной и съемным кольцом.

Как я рассказывал, шины со съемным протектором делали для грузовиков. А эти машины нужны, чтобы ездить не только по гладенькому асфальту, но и по бездорожью, по проселкам, по полям и по лесам.

Нелегкие условия эксплуатации для шин. Кадр из материалов кинолаборатории ПТНИИ.
Нелегкие условия эксплуатации для шин. Кадр из материалов кинолаборатории ПТНИИ.

Короче, не выдерживал съемный протектор такого обращения с собой. Кольца прокручивались, слетали. Машины вязли во влажном грунте.

Сейчас, думаю, никто не станет производить шины со съемным протектором еще и потому, что это невыгодно. Лучше продать автомобилисту покрышку целиком, чем какие-то кольца.

А вы знали про такие шины? Как считаете есть шанс на существование в наше время эпохи маркетологов?