Найти тему
Вверх

Закон для малой авиации

Пока привязаны и никуда не летим
Пока привязаны и никуда не летим

Сегодня напишу о разработке другого рода - законодательной. Суть проблемы - в самой большой стране на этой планете, отсутсвует целая отрасль, называемая "малая авиация", не приносит пользу людям и доходы в бюджет.

Факты говорят о следующем - в США летает более 250 тысяч частных самолетов, миллионы человек задействованы в индустрии, десятки миллиардов долларов поступления в казну от их деятельности. В России на момент написания статьи в государственном реестре воздушных судов числится 8,837 записей, но это всех. Сколько из них частных, больших или малых я не выделял. В этом нет необходимости, так как разница даже не в разы, а на 2 порядка! Не смотря на то, что 80% территории нашей страны как Аляска, летать не на чем, а скоро будет и некому. Об этом регулярно пишут, много говорят с разных трибун, но ситуация меняется с очень большим трудом и не всегда в лучшую сторону.

Есть в воздушном кодексе понятие АОН (авиация общего назначения), то что во всем мире называется General Аviation, однако по факту АОН у нас превратился в "поджопную авиацию" для состоятельных людей и/или больших энтузиастов. Любые полеты - удовольствие недешевое, как шутят сами летчики: "Первое правило аэродинамики - без денег ничего не летает". Для того, что бы получить пилотскую лицензию, купить и содержать самолет, оформить все документы, оплатить налоги, заправить топливо и куда-то зачем-то полететь, кто-то должен за это заплатить. А если представить ситуацию, что именно вам очень нужно будет куда-то долететь, вы найдете ближайший аэродром и договоритесь с кем-то из владельцев что бы вас отвезли - это будет незаконно! АОН не имеет права выполнять любые полеты за деньги, включая авиационные работы, даже если очень хочется. Все обзорные полеты, так называемые "покатушки", авиахимработы - все это на грани закона.

Что бы начать зарабатывать легально, необходимо получить сертификат эксплуатанта, а для этого нужно выполнить требования Росавиации (ФАПы 246 и 128) и иметь уже минимум 3 самолета и штат всяких директоров по всяким качествам, безопасности и т д - минимум человек 20, которых эти 3 самолета вряд ли когда-либо прокормят. Покажу кусочек слайда из презентации о вводе в эксплуатацию в одном из регионов 2 самолетов ТВС-2МС (АН-2 c двигателем Honeywell) в соответствии с теми самыми правилами:

Оценочные данные эксплуатанта  с учетом "северных" надбавок
Оценочные данные эксплуатанта с учетом "северных" надбавок

Как вам такое - 28 человек без учета (!!!) административного состава? Ну о какой экономике местных перевозок можно говорить? Рентабельность? Не, не слышали! Только государственные дотации! И желательно по-больше! Все это происходит под предлогом обеспечения "безопасности полетов". А самый безопасный полет - несостоявшийся. Приведенные цифры ни в коем случае не бросают тень конкретно на ТВС-2МС. Вместо него можно взять любой самолет такого класса, результат окажется сопоставим, так как дело в данном случае не в типе самолета, а в правилах, в рамках которых приходится работать авиакомпаниям, выполняющим пассажирские перевозки в соответствии с действующей нормативно-правовой базой.

В июне этого года в Государственную Думу внесен законопроект, который может переломить ситуацию и оживить отрасль. Что предлагается по факту: есть лицензия коммерческого пилота, есть сертифицированный самолет - вступай в саморегулируемую организацию (СРО) и лети. Государство перестает контролировать каждый борт и взаимодействует с СРО. Опыт показывает, что не может государство регулировать все на свете, порой для этого нужны специалисты прежде всего, которые что-то в этом понимают. Сообщества профессионалов способны сами себя регулировать, обеспечивать контроль за своими членами, обучать и даже выдавать разрешительные документы, наказывать нарушителей. Авиация дело серьезное, а среди летчиков самоубийц к счастью мало.

Есть надежда на то, что когда установятся выполнимые и понятные "правила игры", люди поймут для чего вкладывать средства, что бы учиться на пилота, для чего покупать (брать в лизинг) самолет (вертолет), заметьте - свои деньги, не государственные! Уверен, что при наличии возможности легального стабильного заработка, те кто уже летают, вздохнут свободнее и придут те, кто захотят связать свою жизнь с авиацией. Необязательно становиться линейным пилотом, если можно летать там где живешь.

Законопроект разработан Ассоциацией малых авиационных предприятий, внесен в Государственную Думу 10 июня 2020 года Депутатами Государственной Думы О.Н.Алимова, В.А.Ганзя, Г.И.Данчикова, С.В.Иванов, Н.В.Коломейцев, А.В.Корниенко, Е.В.Марков, Р.Ю.Романенко, Ф.С.Тумусов, С.А.Шаргунов, Р.Г.Шайхутдинов.

С текстом законопроекта, сопроводительными документами и статусом прохождения в ГД можно ознакомиться здесь.

К моему удивлению, журналисты мало уделяют внимания данной инициативе. Была статья в Коммерсанте, сюжет по НТВ но этого явно недостаточно.

Предварительно на 21 сентября назначен "круглый стол" по обсуждению законопроекта. Сейчас он находится на рассмотрении Правительства. (Решением Комитета по транспорту ГД ФС РФ круглый стол пройдет в октябре в онлайн-формате в связи с продлением ковидного карантина. Дата и повестка будут опубликованы позднее. По состоянию на 18.09.20) Известно мнение Минтранса и Росавиации в лице А.В. Нерадько - оно резко отрицательное. Но надеюсь, что здравый смысл все же победит.

Так же, в сентябре этого года стартовал проект "Летающая Нация", в рамках которого планируется поддержка инициатив, направленных на развитие малой авиации в России во всех проявлениях.

Вы как считаете, саморегулирование это выход из сложившейся ситуации? Вы летаете и хотите легально зарабатывать? Вы хотели бы летать, но не можете себе позволить? Возможно именно у Вас есть опыт участия в СРО в других сферах положительный или отрицательный. Комментируйте, любое мнение важно для инициаторов законопроекта. Со своей стороны, обещаю его донести.

Продолжение истории

Статья на эту же тему: "Малая авиация на саморегуляции"

Круглый стол в Госдуме, ключевые моменты (видео)