Продолжение лекции.
Предыдущие части:
— Лонгитюдное исследование Майкла Роннестада и Дэвида Орлински изучало 11 тыс терапевтов и их профессиональное развитие на протяжении 20 лет. Оказалось, все без исключения терапевты видят себя как развивающихся в карьере профессионалов. Но доказательств реального развития не было.
— Психотерапевты регулярно переоценивают свою эффективность, и каждый думает, что он эффективнее, чем 80% коллег.
— Но есть люди, которые больше всего переоценивают себя в двух областях: компетентность и отношения с коллегами. Угадаете, кто эти люди? Это профессора колледжей. Они верят, что они лучше и умнее 90% своих коллег.
———
Bandler R., Grinder J. (1975) The structure of magic. Palo Alto, California: Science and Behavior books, Inc.
Orlinsky D., Ronnestad M. How Psychotherapists Develop: A Study of Therapeutic Work and Professional Growth. Washington, D. C.: American Psychological Association
Luborsky L. et al (1971) Factors influencing the outcomes of psychotherapy. Psychological Bulletin, 75, pp. 145-185
Meichenbaum D. (2204) What do «Expert» Psychotherapists do? International Journal of Existential Psychology & Psychotherapy, Vol 1 (1), pp. 50-55
Ricks D. F. (1974) Supershrink: Methods of a therapist judged successful on the basis of adult outcomes of adolescent patients in Ricks D. F., Roff M., Thomas A. (eds.) Life history research in psychology, Vol. III, Minneapolis: University of Minnesota Press
Okiishi, J. C., Lambert, M. J., Nielsen, S. L., & Ogles, B. M. (2003). Waiting for supershrink: An empirical analysis of therapist effects. Clinical Psychology & Psychotherapy, 10, 361–373.
———
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЛУЧШИЕ ИЗ НАС
— Мы более 10 лет изучали эффективность психотерапевтов, обнаружили, что одни лучше других, но не могли понять, как это интерпретировать, пока не познакомились с исследованиями Эриксона.
— Эриксон изучал экспертов в шахматах, музыке, искусстве, науке, медицине, математике, истории, программировании и пришел к интересному выводу: процесс, который вел к профессионализму в этих разных областях был во многом одним и тем же. Нам, однако, надо вылезти из «шкафа», чтобы это понять.
Ericsson K. A., Charness N., Feltovich P., Hoffman R. (eds.) The Cambridge handbook of expertise and expert performance (pp 683-704). New York: Cambridge university press
— Эриксон обнаружил: что-то, что отличает лучших от остальных — не то, что происходит в рамках сеанса психотерапии. Важно то, что вы делаете до и после сеанса.
— Эриксон назвал это «намеренная практика» (deliberate practice), все то, что делает психотерапевт вне сессий, и что направлено на профессиональный рост. Лучшие терапевты в нашем исследовании проводили в 14(!!!) раз больше времени за «практикой вне практики». Кстати, точно такие же результаты оказались в исследованиях, где были рассмотрены шахматисты, пианисты, хирурги и т. д.
———
Chow, D., Miller, S. D., Kane, R., & Thornton, J. (n.d.). The study of supershrinks: Development and deliberate practices of highly effective psychotherapists. Manuscript in preparation.
Chow, D., Miller, S. D., Kane, R., & Thornton, J. (n.d.). The study of supershrinks: Development and deliberate practices of highly effective psychotherapists. Manuscript in preparation.
Charness N., Krampe R., Mayu U. (1996) The role of practice and coaching in entrepreneurial skill domains. In K. A. Ericsson (ed.) The road to excellence: The acquisition of expert performance in the arts and sciences, sports and games (pp. 51-80) Hillsdale, NU: LEA
———
— Чау провел исследование времени, проводимого терапевтами в «одиночной практике» в течение первых 8 лет карьеры. У группы более успешных терапевтов 3500 часов «практики вне практики» к восьмому году по сравнению с наименее успешной группой, которые провели за ней в 14.5 раз меньше времени.
— Жестокая ремарка: обе группы получают одинаково за свою работу.
———
Chow, D., Miller, S. D., Kane, R., & Thornton, J. (n.d.). The study of supershrinks: Development and deliberate practices of highly effective psychotherapists. Manuscript in preparation.
———
— Что же такое «намеренная практика»? Чему следует посвящать свое время? Мы собрали огромный фактический материал, наши респонденты в деталях описывали, на что они тратят время. Мы пытались найти ту самую единственную вещь, которую может делать каждый из нас. Мы не нашли ее.
— Мы обнаружили: что бы коллеги ни делали во время своей «намеренной практики», они просто «делали это» БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ:
- гораздо больше времени уделяли изучению и повторению основ
- тренировали навыки вовлеченности
- изучали мелкие ошибки в процессе работы, с конкретными клиентами. Почему? Потому что ошибки не универсальны для всех терапевтов, они присущи именно вашей базе знаний. Чтобы эволюционировать, вы должны выяснить, что именно вы делаете плохо. Для этого вам надо присматриваться и измерять это. У каждого терапевта своя специфика
- терапевты с наилучшими результатами работали на грани зоны центрального развития. (Здесь могла бы быть ссылка на ЛС Выготского и его «зону ближайшего развития», но ребята обошлись, ПГ).
———
Miller S. D. & Hubble M. A. (2011) The road to mastery. The psychotherapy networker, 15(2), pp. 22-31, 60
———
Окончание лекции - в следующей публикации.
Перевод лекции - Полина Гавердовская