Довольно часто в разных советах о том, как строить отношения агентство-клиент, встречаю примерно такую формулировку: "Не беритесь за работу, если клиент не может внятно сформулировать цели проекта..."
Ненароком думаешь: "да-да, все верно написал! Если клиент не может оформить свои ожидания в конкретные задачи, то фу работать с таким клиентом. Пусть идет других мучает! А еще лучше, пусть посидит и подумает, зачем ему это все, и возвращается, вот тогда и поговорим".
И вроде все логично, все правильно. Без ТЗ результат ХЗ, как говорится.
А потом сам оказываешься по другую сторону баррикад, на стороне клиента, видишь вот такое отношение и злишься. Я же не просто так к вам пришел, мне помощь нужна!
Довольно часто клиент действительно не может внятно сформулировать цели проекта, с которым он идет в агентство или к фрилансеру. Это может случиться по множеству причин, и многие из них уважительные.
Генеральный или коммерческий директор (которые нередко выступают в роли "и швец, и жнец и на дуде маркетолог") не обязаны разбираться в "этом-вашем-сээмэм" или в "сео", или верстке в Figma. У него других забот полно. Зато он может такого вам порассказать про правильный пошив одежды, что вы перестанете ходить за дешевыми футболками в масс-маркет.
Да и обычный маркетолог не обязан понимать все нюансы каждого инструмента, с которым ему приходится работать. Они множатся день ото дня, а приемы и практики меняются чуть ли не ежечасно, за всем не уследишь. Будь он так же хорош в том, что умеете вы, он бы к вам не пришел.
Или у него банально не хватает рук на определенный блок работ, и он хотел бы их делегировать тем, кто в этом хорош. Причем желательно таким, кто не просто сделает, то что сказали, а еще и подумает головой и сделает так, чтобы было как можно лучше.
Или рынок тяжелый, ниша сложная и не очень ясно, можно ли за счет привлечения опытных специалистов со стороны найти какие-то точки роста.
Вспомните себя, часто ли вы идете в магазин имея точный и конечный список продуктов? Или приходите, и ориентируетесь на месте, накидывая в тележку все, что кажется нужным? С услугами абсолютно то же самое.
Плохие агентства, не сумев заглянуть в это закулисье и не поняв причин, по которым клиент пришел к ним, вешают табличку "не работаем с мудаками" и закрывают дверь на замок. А хорошие агентства в этот момент включают режим грамотного консалтера и зарабатывают деньги.
Хорошие агентства, с грамотно построенной системой продаж, работают как терапевты. Сначала они "осматривают пациента", проводят диагностику, понимают, от чего лечить будем, и выписывают нужный рецепт. И в большинстве случаев оказываются в выигрыше, потому что это именно то, что было нужно клиенту: чтобы с ним поговорили , его ситуацию поняли, и рассказали, какой курс лечения предписан именно ему. В конце концов, именно за этим он и шел к профессионалам. И готов за это заплатить, да еще и потом всем рассказывать, к какому врачу стоит сходить на прием, а кто так себе.
Разумеется, бывают и "отбитые" случаи, когда лечить бесполезно, и с проектом не стоит связываться и вообще лучше держаться как можно дальше, чтобы не испачкаться.
Но все же чаще стоит проявить терпение, вникнуть в проблему, и только потом делать выводы о том, мертв пациент, или скорее жив. Помогите пришедшему за помощью сформулировать цели, и вам же самим станет легче работать на проекте.