Найти тему
Блог студии Снегири

Творческий путь

Джулия Кэмерон - автор многочисленных статей и книг, прозванная, в свое время "экспертом по креативности" в США. Публикуем конспект книги Джулии Кэмерон "Путь художника" .

По мнению автора творческое возрождение основано на двух основных методах – это утренние страницы и творческие свидание. О том что это и как преодолевать трудности на своем пути и пойдет речь в конспекте.

Заключите сделку. Вот какую: «Ладно, Творческая Сила, ты позаботься о качестве, а я – о количестве». Подпишите и вывесьте на видном месте.

В каждом из нас есть Цензор. Так вот, никогда не слушайте те гадости, что он нам твердит, просто продолжайте работать. Именно для этого и нужны утренние страницы. Потому что существует заблуждение, что для того, чтобы писать, нужно определенное настроение или вдохновение. Но на самом деле, часто, отличные проекты и произведения искусства появляются тогда, когда их автор считает, что он занимается полной фигней. Утренние страницы это то, что поможет вам преодолеть вечное осуждение своих трудов и позволит просто писать и быть в процессе. Поставьте себе за правило каждое утро писать по три страницы текста. И не важно, что вы пишите, в каком вы настроении, просто пишите что угодно, пока не заполните все три страницы. Так вы начнете подкармливать своего внутреннего художника – ребенка, внутри вас, который требует действий. Утренние страницы – это его пища и ваша задача удовлетворить этот запрос.

При этом, если вы ненавидите эти утренние страницы и не хотите за них браться – это не значит, что все плохо. Негативные эмоции, мысли о том, зачем это нужно, говорят о том, что вы отчаялись. Так выплесните это наружу – все свои страхи и сомнения и злость. Так вы заполните три страницы.

-2

Теперь пару слов о творческом свидании. Это те пару часов в неделю, которые вы потратите на заботу о своем внутреннем художнике и творческом мышлении. Для кого-то это может быть поход в театр, в музей, в кино, уединение с природой. Пообещайте хотя бы раз в неделю устраивать себе такое свидание, не берите на него никого другого. Проведите время наедине с тем, что вас интересует, волнует, дает вам наслаждение. Научитесь противостоять любым возможным вторжением, никаких отговорок, подумайте о своем внутреннем ребенке и художнике. Пару часов в неделю вы точно сможете ему уделить.

Идите дальше – анализируйте каждое свидание. Какие эмоции оно вам дает и что это может значить для вашего творческого «я»?

Прислушайтесь! Он говорит вам, что в вашем искусстве не хватает легкомыслия и игры. Немного веселья продвинет вас далеко вперед, делая работу похожей на забаву. Мы забываем, что в основе любой хорошей работы игра воображения. Усилить наши способности к творческому труду и есть задача этой книги.
-3

Одно из самых главных чувств, которое мешает нам двигаться дальше – это стыд. Как только начинаете испытывать это чувство, немедленно обращайтесь к себе и к тому, за что вы себя любите, потому что любовь к себе – главное, что поможет избавиться от этого чувство, которое лишь мешает нам, но никак не развивает.

Поможет в избавлении от этого чувства умение отличать полезную критику от любой другой. Вот несколько правил, применимых к любой критики, с которой вы сталкиваетесь.

1. Примите критику полностью и забудьте о ней.

2. Запишите, какие именно фразы и аргументы больше всего не дают вам покоя.

3. Запишите доводы и фразы, которые кажутся вам разумными.

4. Позаботьтесь о себе: перечитайте старый положительный отзыв или вспомните полученную когда-либо похвалу.

5. Помните, что даже если вы и впрямь изваяли нечто ужасное, скорее всего, это была совершенно необходимая ступенька к следующей работе. Искусство развивается не плавно – оно нуждается в стадии «гадкого утенка».

6. Снова вникните в адресованную вам критику. Не напоминает ли она вам чего-то из далекого прошлого? Не вызывает ли смутной ассоциации с чувством стыда, испытанным в детстве? Осознайте, что нынешние критические стрелы бередят давнюю рану.

7. Напишите письмо критику (скорее всего, отправлять его не понадобится). Защитите свое произведение и при этом отметьте, что именно в его отзыве оказалось вам полезным.

8. Теперь опускайте весла обратно в воду! Немедленно пообещайте себе написать что-нибудь ещё.

9. Выполняйте обещание. Творчество – единственное лекарство от критики.

-4

Вернемся ненадолго к утренним страницам. Трудясь над ними мы постепенно учимся отличать свои собственные чувства по поводу своей работы. Отличать реальное от того, что мы демонстрируем в обществе, они – утренние страницы дают возможность заглянуть глубже и понять, что вы испытываете на самом деле, когда говорите остальным, что вы «в порядке».

Каждый человек выбирает разные препятствия. У кого-то - это алкоголь, у кого-то наркотики, а у некоторых – работа. Такие люди стараются взвалить на себя больше работы, чтобы отвлечься. В итоге, как только в жизнь прокрадывается творчество, зависимости не позволяют ему пробиться. Для кого-то такими зависимостями становятся такие простые вещи как еда или секс.


Конечно, сами по себе и работа и секс и еда прекрасны, но злоупотребление ими становится для творчества проблемой.

Когда вместо того, чтобы рисовать, писать, танцевать, одним словом, заниматься творчеством мы цепляемся за старые привычки, в итоге, становимся теми самыми несостоявшимися художниками, попавшими в творческий тупик.

Выбравшись из тупика, мы можем, упаси бог, стать счастливыми. А для большинства из нас состояние счастья пугающее, незнакомое, неуправляемое, слишком рискованное! Стоит ли удивляться, что перед такой перспективой мы разворачиваемся 180 градусов?

Интересно, что в основном люди, которые находятся в творческом тупике избегают не только творчества, но и веселья. Ведь именно оно и приводит нас к творчеству, ведь веселье – в какой-то степени процесс и возможность почувствовать собственные силы. А это пугает.

При этом, период застоя или засухи в творческой жизни важен, он вносит в жизнь ясность, поэтому в такие моменты своей жизни помните, что у каждого испытания есть своя цель и продолжайте писать. Потому что писать в этот период значит оставаться на верном пути.

Искусству нужно время – чтобы созреть, вытянуться, побыть неуклюжим и нескладным и только потом проявить себя в полной мере. Самолюбию сложно с этим смириться. Хочется немедленной благодарности и всеобщего признания.

-5

Когда ты в тупике и не знаешь что делать – кажется, теряешь очень много времени,

Год кажется вечность. Но на самом деле, все это связано с самолюбием, оно не хочет дать нам позволить себе творческие странствия, а сосредотачивает внимание на скорости достижения результата. Но по факту же, творческий процесс никогда не подходит к концу и процесс гораздо более долговечен и интересен чем сам результат. Это не значит что проделанная работа ничего не стоит, напротив, это залог того, что мы идем к более совершенной работе в будущем.

И конечно, в этом плане здорово в чем-то быть новичком, он открыт и скромен, а это те качества которые и ведут к поимку, а значит и к достижениям

«Я слишком стара, чтобы поступать на режиссерский факультет», – говорила я себе в тридцать пять. Когда я на него поступила, то обнаружила, что и правда старше своих однокурсников на пятнадцать лет. А ещё я обнаружила, что у меня было намного больше жажды творчества, больше жизненного опыта и выше скорость обучения. Теперь, когда мне представилась возможность самой преподавать на таком же факультете, я вижу, что часто моими лучшими студентами становятся те, кто начал довольно поздно.

Начинать новое страшно, почему-то у некоторых людей есть убеждение, что начать новый путь они таким образом прервут прошлый. Например,

«Я не могу быть писателем и оставаться замужем за этим человеком».

«Я не могу рисовать и оставаться на этой скучной и бессмысленной работе».

«Я не могу посвятить себя театру и продолжать жить в этом городе».

Вместо того чтобы писать положенные три страницы сценария в день, мы предпочитаем ломать голову над тем, что придется переезжать в Голливуд, если наше творение купят. Чего в любом случае не произойдет, потому что, переживая о том, как продать сценарий, мы так его и не написали.

-6

Вместо того чтобы разгрести кухню, балкон и поставить там мольберт мы жалуемся, что отсутствие мастерской не дает нам заняться творчеством и так далее.

Такие мысли – путь в никуда, сконцентрируйтесь на пути, на регулярности, вспомните, что в детстве никто из нас ничего не достигал моментально, ребенок не бежит сразу наперегонки с козой едва встав на ноги. От чего же вы думаете, что вам надо сразу сделать огромный рывок, вместо того чтобы спокойно и регулярно практиковаться?

Да. Но многие из нас не желают чего-либо делать, если вместо этого можно о чем-нибудь поволноваться. И часто нам больше всего по душе беспокоиться о всякой всячине, о сущих пустяках. - цитатой

Быть в творческом тупике и лениться – это разные вещи. Вы тратите все силы на сомнение в себе, ненависть и сожаление, страх. Неспособность начать – это не лень, это страх. Страх провала, успеха, одиночества, идущий из детства из отношений с родителями, в школе.

Чтобы пойти наперекор ценностям родителей, нужно непременно хорошо знать, на что идешь. Ты не можешь быть просто творческим человеком. Ты обязан быть гением, раз уж решился причинить своим родителям такие страдания…

Но ведь для начала ,чтобы стать великим художником, нужно стать художником вообще и если вам, так сложно начать, это не значит, что закончить будет так же сложно. Дайте себе разрешение продвигаться семимильными шагами и награждать себя за это, потому что единственное лекарство от страха – это любовь.