Найти тему
Детская неврология

Черчиль и его проблемы с чтением

Дислексия возникает у детей из совершенно разных социальных слоев независимо от того, сколько педагогических усилий приложили взрослые к тому, чтобы ребенок больше читал.

Вот, например, Уинстон Черчиль. Долгий путь противоборства этого ребенка из аристократической семьи с учителями, которые пытались научить его читать и писать, начался с книги «Чтение без слез». Несмотря на обнадеживающее название, над этой книгой было пролито немало слез как маленького Уинстона, так и его няни. Далее были частные школы, в которых нерадивого ученика постоянно пороли, но и это не помогало. Выше тройки он никогда не получал. Что не помешало ему, как известно всем известно, добиться в жизни определенных успехов.

Причины и механизмы возникновения нарушений чтения и письма настолько сложны, что их можно считать вершиной айсберга, в основании которого находятся определенные нарушения функционирования нервной системы. Сейчас в нейронауках накопилось множество доказательств тому факту, что в данном случае речь идет именно о неврологических дисфункциях. Однако проблема может внешне выглядеть одинаково у разных детей (двойка по чтению или по русскому), а причины нарушений будут разными.

И чаще всего речь идет о сочетании нескольких внутренних факторов, которые заставляют мозг ребенка работать не так, как у других детей.

Школьник с дислексией — это, как правило, умный и креативный человек. Обычно у таких детей хорошее чувство юмора, что также является признаком развитого интеллекта.

Но в школе такие ученики часто считаются отсталыми, так как в европейской и североамериканской культуре понятие «интеллект» всегда ассоциируется либо с математическими способностями, либо со способностью читать и писать, а также анализировать и запоминать прочитанный текст.

Иногда у детей с дислексией возникают вторичные проблемы на уроках математики, связанные с тем, что они медленно читают условия задач или не улавливают смысл прочитанного. То есть, на самом деле часто первичные проблемы связаны не с математикой, а именно с чтением.

В идеале для обучения детей с дислексией нужно использовать методы, которые отличаются от общепринятых. На мой взгляд, ставить двойку по чтению такому ученику все равно, что ставить двойку по физкультуре ребенку с парализованными ногами.

Иногда родители спрашивают меня: если дислексия — это особенность человека (как цвет глаз, например), нужно ли это лечить или лучше оставить ребенка в покое? В конце концов среди дислексиков много гениев.

Речь не идет о лечении «дислексии», лучше подумать о том, механизмы работы мозга нужно тренировать, чтобы ребенок мог нормально функционировать, так как в школе от него все равно не отстанут. Сразу можно сказать, что начинать организацию помощи такому ребенку с механической тренировки техники чтения бессмысленно.

Клиника «Прогноз» отличается от большинства клиник и коррекционных центров не только в нашей стране, но и в мире. На вопрос «Учить или лечить?» наш ответ будет таким: интенсивно лечить и правильно учить для того, чтобы ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Важно отметить, что основные надежды в этом процессе мы возлагаем не на лекарства, а на немедикаментозные методы лечения.

Вариант «оставить все, как есть и ничего с ребенком не делать» тоже имеет право на существование. В конце концов, от этих проблем не умирают. Но, с другой стороны, учебные затруднения могут существенно ограничить возможности самореализации человека в будущем. Точно так же, можно не обращать внимания на то, что ребенок «косолапый» или «сутулый», но всем приятнее, когда этих проблем нет.

Из книги "Исключительные"

Автор Виктория Ефимова.