Злость - это большое количество энергии, которым люди не всегда умею управлять. С ее помощью можно становиться богаче, счастливее, успешнее в делах. Злиться и выплескивать эту мощь без должного смысла - настоящее расточительство!
А вы знаете, что в некоторых племенах приступы гнева и ярости является свидетельством незрелой психики, инфантилизма? Это маленький ребенок может может устроить злобную истерику в песочнице или магазине, когда не получает желаемого. Если так поступает взрослый, то, значит, он еще не знает себя и своих потребностей и не умеет эффективно взаимодействовать.
Давайте рассмотрим одну ситуацию и четыре разных проявлений злости.
На совещании генеральный директор жестко, на повышенных тонах, разнес провалившийся проект по внедрении нового сервиса. Директора маркетинга обвинили в сырой непроработанной идее, главбуха в растранжиривании большой суммы денег, коммерческого директора в ошибочной стратегии работы с клиентами.
Вы считаете, что злость - это плохая эмоция и нельзя ее выражать? Тогда злобный генеральный зря накричал на ответственных лиц проекта?
На минутку отвлечемся от ситуации и рассмотрим природу злости. Злость изначально появляется в ситуациях, когда нужно защитить свои потребности. Мудрая жизнь дает энергию на удовлетворение потребностей и защиту себя и своих интересов. Лев выражает свою злость при нападении на него, показывая наличие сил и готовность защитить себя и указать соперникам их границы. Ребенок, у которого отняли игрушку, со злости может дать сдачу своему обидчику и защитить свои интересы.
Таким образом, злость - это энергия для удовлетворения своих потребностей и защиты своих границ и интересов. А уж как она выражается, это зависит от степени психологической зрелости.
Вернемся к нашей ситуации и разберем 3 разные стратегии.
Итак, генеральный директор выразил свою злость на тех людей, кто работает на него и своими действиями принес убыток компании. Он испытал злость и вылил на виновников этой эмоции. Т.е. директор через свою злость попытался защитить свои материальные интересы. Не будем оценивать поведение всех участников с точки зрения хорошо или плохо, а посмотрим только лишь на разные способы выражения злости.
Директор по маркетингу после этого совещания уволил помощницу. Испытал злость и вылил злость на человека ниже по иерархии.
Коммерческий директор собрал свое собрание, и на нем проанализировал слабые места в общении с клиентами, по результатам чего был куплен новый айфон и выделена премия. Причины можем разобрать в комментариях к статье, если вам будет интересно. Так, коммерческий директор получил эмоциональный заряд от генерального и направил его на поиск нового решения, который в перспективе поможет устранить возникшие сложности.
Главбух после совещания испытала многообразие чувств. Обиду за то, что ее желание быстро решить финансовый запрос от коллег не оценили. Чувство вины за то, что не вникла в суть запроса. Чувство униженности за то, что не смогла и двух слов сказать в свою защиту на совещании. В итоге она заболела на следующий день. А по факту, испытала эти чувства, но не смогла их выразить, направила их на себя и сама себе этим навредила.
Итак, у нас с вами 4 стратегии выражения злости.
Испытал злость и вылил злость на виновника (генеральный директор).
Испытал злость и вылил злость на человека слабее (директор по маркетингу).
Почувствовал злость другого человека и направил энергию на разрешение ситуации (коммерческий директор).
Почувствовал злость другого человека, испытал много негативных эмоций и направил их на себя (главный бухгалтер).
Думаю, для вас уже очевидно, какая из стратегий является наиболее успешной.
Все стратегии имеют право на жизнь, потому что все люди разные и находятся на разный уровнях развития эмоционального интеллекта.
А вы как думаете, как стоило поступить директору? Давайте обсудим в комментариях.