1. Шизофрения
Шизофрения — одно из тех психических заболеваний, о котором наслышаны все. Но вот отчего это заболевание случается и какие звенья мозговой механики при этом ломаются, до сих пор неясно даже врачам. Неясность биологической природы влечет за собой неопределенность диагноза, поэтому в него можно втиснуть все что угодно, от инакомыслия, с замечательным диагнозом «вялотекущая шизофрения», до аутизма, который еще недавно по достижении человеком 18 лет вдруг превращался в шизофрению.
До сих пор шизофрению лечат теми же методами, что и 60 лет назад, а именно — лекарствами-антипсихотиками, или нейролептиками.
Они подавляют, тормозят процессы возбуждения в центральной нервной системе, гасят психозы, в том числе галлюцинации, паранойю. Но это только часть симптомов шизофрении. При этом интеллектуальную деятельность, социальное поведение нейролептики не только не улучшают, а напротив, тормозят. А как было недавно показано, в высоких дозах приводят к уменьшению объема мозга. Никакого принципиально нового лечения за это время не придумано.
Исследователи из университета UCLA (США) тестировали на пациентах-шизофрениках новые лекарства. Тесты обещали прекратить и вернуть пациентов в клинику, если их симптомы значительно ухудшатся. Но термин "значительно", видимо, был весьма субъективным - один пациент чуть не убил своих родителей, другой спрыгнул с крыши здания.
2. Ужас Северной Кореи
Это один из самых шокирующих и безжалостных экспериментов в тюрьмах Северной Кореи. Там практикуются в проведении медицинских операций без анестезии на живых людях, которые находятся в сознании. Об этом сообщил северокорейский тюремный охранник, сбежавший из КНДР. Он рассказал, что люди, которые проводят эти казни и эксперименты, все употребляют алкоголь перед этим. Но теперь они стали настоящими экспертами в этом деле.
Иногда они бьют заключённых молотком по затылку. Тогда бедные заключённые теряют память. Их используют в качестве мишеней для стрельбы. «Когда в бюро заканчиваются „мишени“, в тюрьме появляется чёрный „воронок“, в который грузят ещё партию заключённых. Воронок приезжает примерно раз в месяц и увозит 40–50 человек в неизвестном направлении», — рассказывает охранник.
3. Цвет глаз
Этот жестокий эксперимент провела школьная учительница Джейн Эллиотт на своих воспитанниках. Он демонстрирует склонность людей угнетать тех, кто отличается от них по каким-либо признакам. Цель эксперимента была исключительно благой: наглядно продемонстрировать детям весь ужас расизма. Жестокость его в том, что участвующие в эксперименте дети сильно страдали, оказываясь в роли «угнетенных», и проявляли свои не лучшие склонности, находясь в роли «угнетателей».
Джейн предложила детям попробовать испытать на себе каково это, ощущать себя отвергнутым из-за внешних признаков. Она выделила голубоглазых учеников и сообщила всем, что эти дети лучше, «чище», умнее других, к тому же, у нее самой глаза того же цвета.
Статус голубоглазых давал им определенные привилегии. К примеру, они могли получить в столовой вторую порцию еды (чего не позволялась их кареглазым одноклассникам), им разрешалось играть в новом спортивном зале, перемена для них увеличивалась на 5 минут.
На кареглазых же накладывались ограничения:
- им нельзя было пить из общего фонтанчика: теперь они должны были пользоваться бумажными стаканчиками, так, будто они являются «грязными»;
- их перемена заканчивалась на 5 минут раньше;
- они не могли играть в новом спортивном зале вместе с голубоглазыми детьми, так как «были не так хороши, как они»;
- все кареглазые дети обязаны были носить специальный «черный воротничок», который был виден издалека, не позволяя усомниться в статусе.
Кроме того, учительница то и дело подчеркивала, что кареглазые дети глупее, хуже голубоглазых, постоянно доставляют проблемы. Это было достаточно убедительно, чтобы дети в это поверили.
Оказавшись в таком «привилегированном» положении, голубоглазые дети тут же начинали вести себя высокомерно по отношению к кареглазым, демонстрировали доминантное поведение, даже оскорбляли одноклассников и применяли к ним различные физические воздействия. Эллиотт писала, что детям понадобилось всего 15 минут, чтобы превратиться «из разумных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов».
Кроме того, у высокого статуса было и еще одно интересное последствие. Успеваемость голубоглазых детей значительно улучшилась, что подтверждают собранные Эллиотт статистически значимые данные. Примерно настолько же ухудшилась успеваемость кареглазых ребят, и это также подтверждено статистикой. Сами дети утверждали, что учились лучше, потому что были «избранными», и хуже, если были «изгоями». Логически это несложно объяснить. «Угнетенные» школьники у доски терялись и нервничали, многие пребывали в сильном стрессе, который мешал эффективно усваивать знания.
Эксперимент длился два дня. На следующий день Эллиотт решила продолжить эксперимент, и теперь группы учеников поменялись ролями. Она объявила, что «ошиблась», и на самом деле кареглазые дети чище, умнее и лучше голубоглазых. Кроме того, учительница обосновала превосходство кареглазых действием пигмента меланина, который якобы делает их умнее. Теперь голубоглазые дети оказались в угнетенном положении. Кареглазые могли бы быть снисходительными к ним, ведь они знали, что те испытывают. Но дети не захотели проявить милосердие и отплатили той же монетой.
4. Три Христа
Врач Милтон Роуч собрал трех пациентов психиатрической клиники, каждый из которых утверждал, что является Иисусом Христом. Сначала мужчины спорили друг с другом, кто из них более святой, и дело чуть не дошло до драки. В итоге, каждый смирился с мыслью о том, что двое других - просто сумасшедшие.
5. Токсичная Камера - смерти
Лаборатория под названием "Камера" - печально известный советский научно-исследовательский центр, в котором на людях - заключенных, приговоренных к смертной казни, - проводили эксперименты с использованием ядов и наркотиков.
Одним из сильных ядов был К-2. Согласно показаниям очевидцев, после приема К-2 подопытный становился "как бы меньше ростом, слабел, становился все тише. И через 15 минут умирал". При этом К-2 было невозможно обнаружить в организме.
6. Чувство будущего
Американский физик и психолог Дэрил Бем утверждает, что экспериментальным путем доказал способность человека предвидеть будущее, пишет британская газета The Daily Mail. Хотя не все коллеги согласны с профессором, его работа скоро появится в авторитетных научных журналах.
В ходе одного из экспериментов студентам предложили заучить определенный набор слов, а затем воспроизвести те слова, что им запомнились. После этого студентам зачитали некоторые из предложенных для заучивания слов, отобранных случайным образом, и предложили напечатать их.
Неудивительно, что одни слова студенты запоминали лучше, чем другие. Но странно, что студенты запомнили и воспроизвели именно те слова, которые впоследствии выдала им случайная выборка. Из этого следует, что событие, которое еще не произошло, повлияло на их способность к запоминанию.
Дэрил Бем поставил еще один опыт: студентам показывали два компьютерных монитора, скрытых за ширмами, и сообщали, что на один из них выведено изображение эротического характера, предлагая угадать, на какой из них. Студенты находили нужный монитор несколько чаще, чем следовало бы, если бы их выбор был чистой случайностью.
Немаловажно, что решение, на какой из мониторов вывести изображение, случайным образом принимал компьютер, при этом не до того, а после того, как студент делал свой выбор. Поэтому наблюдатели, которые верят в существование неизведанных миров, полагают, что, выдвигая свою догадку, студент влиял на решение, принимаемое компьютером.
В ходе третьего эксперимента студентам показывали две картинки: на одной - аппетитная корзина фруктов, на другой же - устрашающего вида бультерьер. Студенты должны были определить, какой образ им приятен, а какой - неприятен. После этого им показывали слова "соблазнительный" и "устрашающий".
Если студент сначала видел положительный образ, а затем читал слово, навязывающее отрицательное впечатление, у него уходило больше времени на то, чтобы все-таки положительно оценить увиденную картинку в котором будет опубликовано исследование профессора.
Это исследование показывает, что студенты предчувствовали появление слова, и возникновение противоречивого образа "устрашающей корзины фруктов" вместо "устрашающего бультерьера" замедляло их реакцию.
Всего профессор Бем, работающий в Корнелльском университете (штат Нью-Йорк, США) провел девять опытов с участием тысячи с лишним добровольцев. Он вел эту работу в течение шести лет, чтобы совершенно исключить вероятность статистической погрешности. Теперь она составляет всего лишь один шанс на 74 миллиарда, утверждает Бем. Он призывает научный мир допустить возможность паранормальных явлений.
7. Стэнфордский эксперимент
В 1971 году команда учёных Стэнфордского университета во главе с психологом Филиппом Зимбардо провела исследование человеческих реакций на ограничение свободы в условиях тюремного заключения.
В рамках эксперимента волонтёры должны были сыграть роли охранников и заключённых в подвальном помещении здания факультета психологии, оборудованном под тюрьму. Добровольцы быстро привыкли к своим обязанностям, однако, вопреки прогнозам учёных, в ходе опыта начали происходить страшные и опасные инциденты. У трети "охранников" проявились ярко выраженные садистские наклонности, в то время как многие "заключённые" оказались психологически травмированы.
Двух из них пришлось исключить из эксперимента раньше времени. Зимбардо, обеспокоенный антисоциальным поведением испытуемых, был вынужден остановить исследование досрочно.
8. Обмазывание Стаббинса Фирта
В начале XIX века молодой американец Стаббинс Фирт вступил в пенсильванский университет, чтобы стать врачом. За несколько лет до этого по его родному штату прокатилась эпидемия желтой лихорадки, от которой погибло несколько тысяч человек. Фирт всеми силами искал причины этого заболевания — и методы у него были, мягко говоря, очень странные.
Энтузиаст вступил в контакт с биологическими жидкостями больных, чтобы понять, как они на него влияют. А поскольку основной симптом желтой лихорадки — тошнота и рвота, то Фирт работал со рвотными массами. Он жарил их, капал в глаза, пил неразбавленными, лил на специально сделанные надрезы на собственной коже. Позже Фирт проделал похожие эксперименты с мочой и кровью больных и ничем не заразился. Довольный собой, он написал трактат, где утверждал, что желтая лихорадка не заразна.
9. Проект MK-Ultra
Проект MK-Ultra или другое название «Полуночная кульминация» проводила ЦРУ в публичных домах Нью-Йорка, которые были специально созданы для этого проекта.
Они использовали ЛСД и другие психотропные вещества, которые влияли на сознание, чтобы проверить их действие на человеке. Агенты ЦРУ заранее платили проституткам, чтобы они заманивали в эти дома мужчин, а потом накачивали их ЛСД, кокаином или травкой. В спальне было установлено двухстороннее зеркало, чтобы наблюдать за воздействием препаратов. Главной целью проекта, была разработка эффективных методов сексуального шантажа и допросов.
Таким образом, под колпаком ЦРУ оказались многие чиновники и влиятельные люди. Эти дома были закрыты в 1966 году после разоблачения, но были косвенные свидетельства их дальнейшего функционирования.