Здесь речь пойдёт о вечерней школе, в которой Виктор Цой учился с 1978 по 1980-й год. В советское время, - поправьте меня, если я заблуждаюсь, - вечерняя школа не носила негативный характер, а порой, даже подчёркивала уважение к учащимся. Мол, и работают и среднее образование получают. В конце 1970-х годов вечерние школы, правда уже, не имели того «престижа», что в раннесоветское время. Подобные школы выполняли функцию звена между теми, кто по тем или иным причинам покинул среднеобразовательную школу после 8-9-го класса и поступлением в ВУЗ. Так или иначе, обучение в вечерней школе в обществе воспринималось абсолютно нормально. Что не скажешь о ПТУ. Вот, здесь отношение менялось не в лучшую сторону. Пэтэушник – это всегда разгильдяй, хулиган с Беломориной в зубах. Ну, в лучшем случае на гитаре бренчит. В худшем – пьёт портвейн и бьёт стёкла в припаркованной машине бутылкой из-под того же портвейна. В советское время бытовал такой анекдот о пэтэушниках, красноречиво показывающий отношение к ним общества.
На дороге авария. Толпа, машина в стороне… На асфальте лежит человек. Прохожий спрашивает: кого задавили? Ему отвечают: да, пэтэушника… «А.., говорит прохожий. – А я думал, человека».
И вот, наш герой, Виктор Цой, после 8-го класса покидает школу № 378 (сегодня это 507-я школа) на улице Фрунзе, 22 и…
Здесь надо сказать, что если в начальной школе Виктор учился относительно хорошо, проявляя гуманитарные наклонности, то в средней уже увлёкся музыкой, которая его интересовала много больше школьных занятий. Через это прошли многие. Это понятно. 1975-77 год… Виктор уже знаком с Максимом Пашковым, первым серьёзным меломаном в его жизни.
Дальше: первые аккорды на гитаре, первые сигареты, заграничная эстрада в виде Битлз, Пинк флойд и … Пластинки, бобины… И школа ушла на второй план. Закончив с трудом 8-й класс, Виктор покидает школу и продолжает получать среднее образование в художественном училище им. Серова. Но и оттуда его отчисляют за неуспеваемость. Происходит это приблизительно зимой 1978-го года. А что дальше? Родители Виктора, в особенности отец, приверженцы «правильного» жизненного пути. Это: школа, армия, работа, женитьба, дети…
И, видимо, по настоятельной рекомендации родителей, Виктор устраивается на завод «штамповщиком». Где этот завод, сейчас сказать трудно. Можем лишь предположить, что он затерялся в бесконечной промзоне, что простирается между Витебским и Московским проспектами. Работа на заводе, когда тебе 16 лет и ты не питаешь иллюзий относительно карьеры начальника цеха, чтобы затем через сорок лет уйти на заслуженный пенсионный отдых, не сулит ничего прекрасного. Ваш покорный слуга в свои 18 лет проработал на подобном заводе около года, который, к слову, находился именно в описываемом районе. Могу лишь в двух словах описать это действо: приход на работу строго в 7 или 8 утра, монотонный однообразный труд под гул станков, получасовой перерыв на обед, домино, шашки, курилка, перманентный мат, как норма речи и выражения эмоций… Нередки были случаи среди коллег по цеху поклонения Бахусу прямо в раздевалке. Это было в первой половине 90-х. Думаю, с конца 70-х там мало, что изменилось. Так или иначе, Виктор Цой покинул завод и снова оказался на улице с неполным средним образованием. И тут, как и многим другим оказавшимся в подобной ситуации, приходит на помощь вечерняя школа. Виктор находит школу в Московском, естественно, районе, неподалёку от дома – на Московском проспекте, 164. Вечерняя школа Московского района № 147. Это две-три остановки на троллейбусе или автобусе от места его проживания на Бассейной улице.
И наступают два спокойных года. Спокойных, потому что не приходится отвлекаться на ненавистную работу на заводе, нет нравоучений, как в художественном училище. Вы будете удивлены, но и автор этих строк прошёл через вечернюю школу, о которой сохранились самые тёплые воспоминания. Годы учёбы Виктора Цоя в вечерней школе это 1978-1980-й год. Школу Виктор закончил в 11 а классе. Из характеристики, выданной в школе для поступления в СПТУ-61, следует, что Цой Виктор Робертович «более склонен к гуманитарным предметам. Много читает, рисует. Принимал активное участие в оформлении школьных вечеров, конференций по предметам». Копию этой характеристика можно увидеть на сайте Рашида Нугманова «Йа-Хха». Параллельно с учёбой в вечерней школе – Виктор совместно музицирует с Максимом Пашковым и Андреем Пановым. Виктор – басист. Своих песен у него ещё нет, но совсем скоро, буквально через год, появится первая, затем вторая и начнётся долгий, но увы, короткий путь… Путь в вечность.
А сегодня в стенах, где когда-то появлялся длинноволосый юноша восточной наружности, морская школа. Утром по дороге на работу я часто вижу направляющихся в здание на Московском проспекте, 164 маленьких будущих капитанов в морской форме и фуражкой не по размеру. Им невдомёк, кто учился в этой школе. Но может, когда-нибудь узнают.
#цой #цойжив #гдеучилсяцой #викторцой #викторцойжив #группакино #цойкино #цойлегенда #легендырусскогорока #Цойперемен