Excelsior Welbike был попыткой военных улучшить мобильность воздушно-десантных войск, снабдив их мотоциклом, который можно было спустить с парашютом прямо на поле боя. Следовательно, машина должна была быть небольшой, легкой и дешевой.
Задача, которая была вдохновлена использованием немцами переносных мотоциклов во время кампании на Крите, была передана в руки правительственного военного исследовательского центра в Велвине, Англия (отсюда и название Wel-bike). Затем проект был передан компании Excelsior Motor Company из Бирмингема, Англия, для создания прототипа.
Машина приводилась в действие двухтактным двигателем Villiers объемом 98 куб. см. На мотоцикле отсутствовала коробка передач, передаточное число было постоянным. Максимальная скорость передвижения по ровной дороге – 48 км/ч. Рама имела двухконтурную трубчатую конструкцию со складным рулем.
У "Велбайка" не было подвески, фонарей – мотоцикл по максимуму облегчали. Крошечный 6,5-литровый топливный бак сначала нужно было накачать насосом для того чтобы он заработал, поскольку он был расположен слишком низко, чтобы подавать бензин самотеком.
Компания Excelsior получила контракт на производство машины, и после некоторых доработок она была запущена в производство с собственным автомобильным двигателем Excelsior объемом 98 куб. см.
Всего компания Excelsior построила три версии "Велбайка". Первоначальные 1200 были известны как Mark 1, а следующие 2400 назывались Mark 2 Series 1. Основное различие между ними состоит в том, что у Mark 1 не было заднего брызговика. Последние 1340 мотоциклов Mark 2 Series 2 имели обновленный седловой топливный бак с улучшенной заправкой, не требующей снятия системы наддува.
Почти 4000 мотоцикла были построены с 1942 года до конца войны. Однако использование Welbike было ограничено его низкой производительностью, особенно на пересеченной местности, где 10-дюймовые колеса быстро забивались грязью – это делало "Велбайк" практически бесполезным вдали от искусственной дороги, поэтому его чаще использовали в качестве аэродромного транспорта.