Найти в Дзене

Мотоцикл для ВДВ с поставленной задачей не справился... Ростом не вышел.

Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Excelsior Welbike был попыткой военных улучшить мобильность воздушно-десантных войск, снабдив их мотоциклом, который можно было спустить с парашютом прямо на поле боя. Следовательно, машина должна была быть небольшой, легкой и дешевой.

Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Задача, которая была вдохновлена ​​использованием немцами переносных мотоциклов во время кампании на Крите, была передана в руки правительственного военного исследовательского центра в Велвине, Англия (отсюда и название Wel-bike). Затем проект был передан компании Excelsior Motor Company из Бирмингема, Англия, для создания прототипа.

Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Машина приводилась в действие двухтактным двигателем Villiers объемом 98 куб. см. На мотоцикле отсутствовала коробка передач, передаточное число было постоянным. Максимальная скорость передвижения по ровной дороге – 48 км/ч. Рама имела двухконтурную трубчатую конструкцию со складным рулем.

Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

У "Велбайка" не было подвески, фонарей – мотоцикл по максимуму облегчали. Крошечный 6,5-литровый топливный бак сначала нужно было накачать насосом для того чтобы он заработал, поскольку он был расположен слишком низко, чтобы подавать бензин самотеком.

Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Компания Excelsior получила контракт на производство машины, и после некоторых доработок она была запущена в производство с собственным автомобильным двигателем Excelsior объемом 98 куб. см.

Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Всего компания Excelsior построила три версии "Велбайка". Первоначальные 1200 были известны как Mark 1, а следующие 2400 назывались Mark 2 Series 1. Основное различие между ними состоит в том, что у Mark 1 не было заднего брызговика. Последние 1340 мотоциклов Mark 2 Series 2 имели обновленный седловой топливный бак с улучшенной заправкой, не требующей снятия системы наддува.

Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Excelsior Welbike из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Почти 4000 мотоцикла были построены с 1942 года до конца войны. Однако использование Welbike было ограничено его низкой производительностью, особенно на пересеченной местности, где 10-дюймовые колеса быстро забивались грязью – это делало "Велбайк" практически бесполезным вдали от искусственной дороги, поэтому его чаще использовали в качестве аэродромного транспорта.