Найти тему

Аромамаркетинг: ароматы могут продавать

Оглавление
Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/, автор - @davit85
Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/, автор - @davit85

В торговых помещениях при создании подходящей атмосферы учитывается множество нюансов - расположение, освещение, музыка, декор и конечно же запахи. Удачная комбинация всех этих факторов прямым образом влияет на покупателя и его намерение совершить покупку.

«Нет ничего более запоминающегося, чем запах. Один запах может быть неожиданным, мгновенным и мимолетным, но в то же время вызвать в воображении детское лето у озера в горах»
Дайан Акерман

Покупатели редко задумываются о том, как пахнет магазин и что мы при этом чувствует и делаем, результаты исследований показывают, что громкость музыки и присутствие правильного аромата приводит к повышению уровня удовольствия, влияет на трату денег и время, проведенное в магазине.

Вспомните, как выглядят и чем пахнут популярные торговые точки:

  • кофейни пропитаны ароматом свежего кофе в сочетании с приятной мягкой музыкой;
  • пекарни выпекают свежие булочки каждые 30 минут, чтобы аромат висел в воздухе;
  • в строительных магазинах ощущается запах свежесрубленной древесины, которая вдохновляет на ремонт;
  • кинотеатры пропитаны ароматом свежего попкорна и т.д.

Всё это методы ароматического маркетинга, которые используются для усиления имиджа бренда, улучшения восприятия качества продукции и увеличения количества продаж.

Так что же это такое и как это работает?

Понятие ароматического маркетинга и его цели

Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/, автор - @wavebreakmedia_micro
Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/, автор - @wavebreakmedia_micro

Аромамаркетинг - это тонкий тип маркетинга, являющийся частью сенсорного маркетинга и нейромаркетинга, изучающий и использующий на практике ароматы для достижения определенных целей.

Цели ароматического маркетинга:

  • Повышение узнаваемости бренда и улучшения имиджа компании;
  • Увеличения посещаемости и времени пребывания клиентов;
  • Увеличение объёма продаж товаров или услуг;
  • Улучшение клиентского опыта.

Выбранный фирменный аромат будет представлять собой обонятельный логотип компании.

При помощи аромамаркетинга происходит взаимодействие с покупателем на эмоциональном уровне, для этого недостаточно просто донести запах продукта с витрины, учитываются малейшие подробности - какой запах, где и каким образом лучше рассеять.

Технологий рассеивания ароматов существует множество - от масляных ламп, аэрозольных баллончиков и гелевых ароматизаторов до современных распылителей (небулайзеров). Современные диффузоры отличаются тишиной и простотой, под давлением ароматное вещество переводится из жидкого состояния в газообразное и идеально смешивается с окружающей средой не оставляя следов.

Как ароматы управляют нашими эмоциями

Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/, автор - @user9984589
Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/, автор - @user9984589

Ароматы могут вызывать чувство голода, стимулировать покупки или повышать бдительность. Человеческий мозг тонко настроен на запахи и обоняние самое сильное из наших органов чувств, оно тесно связано с памятью и эмоциями. Аромат может вызвать счастливые воспоминания быстрее, чем прикосновения, перенести вас в определенное место, связавшись с определенным воспоминанием или чувством.

На основании исследований Института обоняния было выявлено, что люди способны распознавать около 10 000 различных запахов, и, что еще более замечательно, мы способны вспоминать запахи с точностью 65% через год, в отличие от только 50% визуальных ощущений через три месяца.

Используя положительные эмоции, вызванные ароматами компания доносит до клиента, что их продукт ценный, этот метод также используется для влияния на поведение сотрудников компании, повышения их производительности труда и чувства удовлетворенности от работы.

Звуковые сигналы, которые совпадают с ароматами, тоже оказывают влияние, кроме того, обозначение запаха как хороший или плохой так же важно, как и сам аромат.

Исследования, проводимые крупными компаниями доказывают, что ароматы увеличивают продажи:

  • Компания Singapore Airlines была первой, кто разработал индивидуальный цветочно-цитрусовые аромат для распыления на свои горячие полотенца, он стал на столько популярен, что ему даже дали имя "Stefan Floridian Waters". Аромат уменьшает чувство беспокойства во время полёта и улучшает качество обслуживания пассажиров;
  • Компания Nike обнаружила, что аромамаркетинг в розничных магазинах увеличил намерение совершит покупку на 80%;
  • Аромат свежесваренного кофе на заправке увеличил продажи кофе на 300%;
  • Обувной бренд New Balance из США использовал аромат дерева и кожи в своём магазине, чтобы побуждать покупателя задерживаться дольше. В итоге покупатели тратили в двое больше денег по сравнению с аналогичными магазинами в других местах;
  • В американском казино игровые автоматы в ароматизированных помещениях показали на 49% больше прибыли по сравнению с игровыми автоматами в неароматизированных помещениях.

Типы ароматов в аромамаркетинге

Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/, автор - @minervastudio
Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/, автор - @minervastudio

Используя ароматы бренды могут общаться с клиентами на глубоком эмоциональном уровне, мгновенно влиять на поведение и вызывать воспоминания, устанавливая долговременную связь.

В аромамаркетинге можно выделить 4 типа ароматов в зависимости от использования:

  1. Рекламный щит из аромата. Когда компания выбирает достаточно смелый и заметный аромат, он будет одинаково насыщать территорию компании и действовать как рекламный щит, вызывая у вас ассоциацию в брендом. У этой стратегии имеются свои минусы - аромат наводняет клиента и может ему не нравится.
  2. Тематический. Аромат более тонкий и общий, нежели рекламный щит и часто имеет отношение к типу бизнеса в котором используется (в спа-салонах отдается предпочтение свежим прохладных ароматам и т.п.).
  3. Окружающие запахи. Тонкие ароматы, использующиеся, чтобы заполнить пустоту или замаскировать неприятные запах. Эти ароматы лёгкие и универсальные.
  4. Фирменные. Это один и тот же запах, который вызывает ассоциацию с конкретным брендом.

Какие ароматы и где используются в аромамаркетинге

Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/
Изображение с сайта - https://ru.freepik.com/

На основании проведенных исследований были сделаны выводы, что:

  • Если аромат соответствует продуктам в магазине, то это положительно влияет на покупательское поведение. Если аромат не соответствует продуктам, продающимся в магазине, то это может вызвать обратный эффект и потребитель отвернётся от торговых площадей;
  • Ароматы могут быть женскими и мужскими, это помогает создать позитивное намерение совершить покупку, поэтому в универмагах целесообразно использовать разные ароматы в разных частях магазина;
  • Ароматы могут быть сезонными, в декабре перед новогодними праздниками сочетание рождественской музыки и подходящего аромата приносит положительный результат.

Перед выбором аромата необходимо подумать о его размещении как о фоновом элементе, аромат должен быть лёгким и оставаться на заднем плане - приятным, но не отвлекающим.

Отрасли и сегменты в которых используется ароматический маркетинг:

  • Финансовые учреждения и офисы. С целью мотивирования, улучшения настроения, изменения поведения. Например, в банковской сфере лучше использовать нежный и естественный аромат, который действует успокаивающе при ожидании своей очереди, в офисе аромат мяты помогает воодушевить сотрудников и повысить настроение. Ароматы лимона, лаванды и сандалового дерева лучше использовать во время конференций и мероприятий, чтобы создать приятную атмосферу для гостей.
  • Рестораны и кафе. С целью вызвать или усилить аппетит используют такие ароматы - шоколад, корица, ваниль, кофе, аромат свежей выпечки или пиццы.
  • Гостинницы и спа-салоны. С целью мотивировать клиента и дальше пользоваться заведением, в основном это ароматы устраняющие стресс и гнев - лаванда (стресс) , сандал (расслабление), мята (освежение пространства), кедр, лимон, апельсин (воодушевление).
  • Авто-мото салоны. Запах новой машины был разработан несколько десятилетий назад и с тех пор распыляется в каждую машину, в среднем это длится 6 недель, прежде чем он начнёт ослабевать.
  • Магазины и торговые центры. С целью побудить вас купить больше и более дорогие товары. Ароматы для каждого магазина будут различны, например, для отдела с кухонной техникой - аромат кофе, в отделе с бытовой техникой - аромат свежевыстиранного белья и т.д.
  • Развлекательные центры (кинотеатры, игровые). С целью создания положительной атмосферы. Такие ароматы как кожа, сандал, лаванда и шалфей создают роскошную атмосферу, а цветочные делают подсознательно время, проведенное в заведении более приятным. Кинотеатр ассоциируется с запахом попкорна и колы, эти ароматы помогают увеличить продажи этих продуктов в придачу к билетам.
  • Медицинские центры и аптеки. С целью замаскировать неприятные запахи и создать успокаивающую атмосферу. Ароматы лаванды, ромашки снижают нервозность и расслабляют. Аромат грейпфрута, лимона, мандарина или апельсина хорошо подойдёт аптеке, поскольку ассоциируется с витаминами.
  • Сервисы (туристические агенства, салоны красоты). С целью вызвать приятные эмоции.

Атмосфера это приоритет номер один когда дело касается увеличения продаж, и ароматы в этом помогают.

Интересно? Поддержи и не забудь подписаться.