На данный момент болезнь Краббе считается неизлечимой. Но новое исследование дает надежду на разработку эффективной генной терапии с устойчивыми результатами.
Болезнь Краббе относится к группе состояний, известных как лизосомные болезни накопления, и является результатом мутации в гене GALC. Заболевание возникает у одного из 100 000 новорожденных, является неизлечимым и протекает крайне тяжело.
Ген GALC кодирует фермент галактоцереброзидазу, который расщепляет липиды и участвует в правильной утилизации миелина. При болезни Краббе снижается эффективность расщепления липидов миелина, что приводит к неправильному формированию миелиновой оболочки и, как следствие, к нарушению передачи сигналов нервными клетками. В результате у пациентов возникают прогрессирующие неврологические симптомы, в том числе слепота, глухота и паралич.
Специфической терапии заболевания пока нет. Конечно, трансплантация костного мозга в течение первого месяца жизни может предотвратить проявление симптомов примерно у 30% реципиентов, но процедура чрезвычайно рискованная и имеет большое количество побочных явлений.
Болезнь Краббе уникальна тем, что у собак обнаружено абсолютно такое же заболевание. Это дает ученым возможность использовать адекватную животную модель для разработки генной терапии.
Недавно было опубликовано исследование, которое описывает эффективную генную терапию болезни Краббе у собак с устойчивым результатом. Как правило щенки с мутациями в гене GALC погибают от неврологической патологии в течение двух месяцев после рождения, но собаки, которые получали лечение, доживали до 4 лет и старше без каких-либо выраженных симптомов.
Для смягчения течения болезни крайне важно доставить в мозг нормальную версию гена GALC. В качестве вектора был выбран AAV9, который эффективно используется в экспериментальной генной терапии других неврологических заболеваний. Для эффективного попадания в мозг готовую конструкцию вводили в спинномозговую жидкость через большое затылочное отверстие. В исследовании тестировали как высокую, так и низкую дозу генной терапии, а также оптимизировали стратегию лечения, вводя препарат собакам до появления симптомов или после.
Собаки, которые получали генную терапию высокими дозами до появления симптомов, не только имели здоровую миелинизацию центральной нервной системы, но и нормальную миелинизацию периферических нервов. Более низкая доза генной терапии привела к промежуточной форме заболевания, что подчеркивает важность точного определения правильной дозы при использовании на человеке. Интересно, что животные, которые получили терапию после того, как у них начали проявляться симптомы, имели большую продолжительность жизни, чем без лечения.
Сейчас ученые работают над решением проблемы, как различия в размере и биологии между собаками и людьми могут быть использованы для определения эффективной дозы препарата.
Учитывая эффект терапии, наблюдаемый в отношении периферических нервов, исследователи видят перспективы такого подхода не только при лечении болезни Краббе, но и других заболеваний, затрагивающих периферическую нервную систему.