Найти тему
OVER 9000

Что и почему стучит в подвеске? Причины и диагностика

Оглавление

Типичнейший вопрос на любом автомобильном форуме. Вариант: "стук при проезде "лежачих полицейских". Давайте сегодня без скучной теории, а сразу к практическим советам. Итак, какие варианты могут быть.

Вариант 1: стойки стабилизатора

Как правило, стойки "стаба" вылетают на наших дорогах первыми. В результате езды по нашим образцовым автобанам, шарниры "пальцев" разбивает в посадочных местах и они начинают сильно люфтить. Появляется стук: при проезде неровностей (как кочек, так и ямок) стабилизатор двигается вверх-вниз, создавая разнонаправленную нагрузку на стойку.

Сразу отвечу на типичный вопрос: почему стуки возникают только при медленной езде? Отвечаю: именно потому, что вы едете медленно. :) На скорости, среди общего шума (колёс, набегающего воздуха и т.д.), незначительный люфт тех самых шарниров стоек вы просто не улавливаете. Хотя по факту он, само-собой, никуда не пропал. Ну и разумеется, всё индивидуально и зависит от степени ушатанности этих деталей - если владелец месяцами забивал на симптомы, грохотать будет на любых режимах движения.

Стойка стабилизатора. Под пыльниками находятся шарнирные соединения, которые и разбиваются. В рулевых наконечниках, кстати, схожая схема.
Стойка стабилизатора. Под пыльниками находятся шарнирные соединения, которые и разбиваются. В рулевых наконечниках, кстати, схожая схема.

Вариант 2: сайлентблоки стабилизатора

Речь про тот же стабилизатор, к которому закреплены вышеозначенные стойки. Резина сайлентблоков тоже подвержена старению и износу в процессе эксплуатации. Когда сайленты разбиваются и диаметр обхвата ими стабилизатора увеличивается, то возникает люфт и биение. Проще говоря получается, что сама труба стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ) начинает болтаться в своих осях-резинках. Отсюда и стуки, которые мы слышим в салоне.

Типичный СПУ. Чёрные резиновые втулки - это сайлентблоки. Когда их со временем разбивает, "палка" начинает в них болтаться и издавать стуки.
Типичный СПУ. Чёрные резиновые втулки - это сайлентблоки. Когда их со временем разбивает, "палка" начинает в них болтаться и издавать стуки.

Вариант 3: стойки амортизаторов

Амортизаторы не менее редко и замечательно стучат. Случается это либо из-за неисправности их самих (пробили на очередной колдобине, потеряли герметичность ввиду износа), либо ввиду отсутствия нормальной затяжки к кузову. Лично автору не раз и не два приходилось сталкиваться с историями, когда после замены амортизаторов "квалифицированным" персоналом сервиса, их банально забывали прикручивать к кузову. При этом, сам "аморт" никуда не денется, но будет постоянно бить по опорной чашке на любых ямках и кочках. Как устроен амортизатор и зачем он в автомобиле нужен, я уже рассказывал.

Чашка ("стакан") переднего амортизатора. Три гайки крепления опорного подшипника и одна гайка крепления штока амортизатора. Всё это может быть не затянуто после ремонта.
Чашка ("стакан") переднего амортизатора. Три гайки крепления опорного подшипника и одна гайка крепления штока амортизатора. Всё это может быть не затянуто после ремонта.

Разумеется, есть ещё большое количество причин возникновения стуков и прочих посторонних шумов в подвеске, но поверьте - чуть ли не две трети типичных случаев укладываются в описанные в данной статье. А вообще, при желании и минимальнейшим наборе инструментов, всё это можно продиагностировать и самому, хоть во дворе. Вам будет необходим лишь домкрат и пара надёжных подпорок под автомобиль. И конечно же, ваше желание. Дерзайте!