Перед началом первой мировой войны многие страны были охвачены «дредноутной гонкой». В 1911 году к ней решила подключиться и Турция, заказав два линкора-дредноута у Великобритании. Это была мощная заявка на господства в акваториях, и не могло не всколыхнуть соседей: Российскую Империю и… Грецию. И именно о греческом ответе сегодня и пойдёт разговор.
Греки вполне здраво рассудили, что самим построить линкор у них не выйдет. Посему они пошли по турецкому пути: заказали корабль за границей. В начале 1912 года был объявлен тендер, на которой откликнулись 23 верфи со всего мира. Подумав хорошенько, греки выбрали немцев из AG Vulcan, которые уже делали эсминцы для греков. Но при этом главный калибр и бронирование заказали в Америке. Корабль должен был получить имя «Саламис» в честь битвы при Саламине, где Фемистокл нагнул Ксеркса.
Всё началось с достаточно скромного проекта на 13,5 тыс. тонн водоизмещения и с тремя двухорудийными башнями главного калибра. Но через пару итераций корабль потолстел, стал более матёрым, и был заложен 23 июля 1913 года. Итоговый проект выглядел следующим образом: 19 500 тонн водоизмещения, 174 метра в длину, 4х2х356 мм главного калибра, 12 152-мм орудий и ещё 12 скорострельных 75-мм пушек противоминной артиллерии. Также проект включал пять подводных торпедных аппаратов. Главный калибр - американские 14"/45 caliber gun, что ставились на американские линкоры типа «Пенсильвания», то есть вполне адекватное и современное приобретение. С противоминным же калибром некоторое недоразумение: один источник говорит о том, что эти орудия были заказаны там же, где и орудия ГК, но другой утверждает, что греки заказали 140-мм орудия у британцев в Кавентри. Впрочем, это не то, чтобы важно, о чём, однако, в следующем абзаце. Развивать сей корабль был должен 23 узла, что чуть быстрее остальных линкоров того времени. Бронирование, правда, подвезли по остаточному принципу, и доходило оно всего лишь до 250 мм (главный пояс и башни), что явно неадекватно своему главному калибру. Так что может стоит назвать это «линейным крейсером»? Но тогда не так пафосно… Впрочем, терминосрач устраивать тут не будем – это всё имеет значение опосредованное. Потому что…
Потому что началась мировая война. И морская блокада Германии, из-за которой поставка вооружения для греческого линкора стала невозможной. При этом американцы отказались послать пушки и напрямую Греции – их потом выкупила Великобритания и поставила на мониторы типа «Аберкромби». Немцы же до конца 1914 года спустили «Саламис» на воду и честно пытались достроить. Но военное время есть военное время, и все второстепенные проекты (а достройка дорогого корабля для фиг пойми кого к таким явно относилась) были свёрнуты. Греки к этому времени успели заплатить немца 450к £. Для сравнения, полная стоимость британского линкора того времени была раза в четыре больше. Немцы рассматривали достройку линкора для себя со своим вооружением (даже планировалось переименовать его в «Тирпиц»), но отказались, так как требования для собственных кораблей были намного жёстче. Так что корпус так и остался болтаться у достроечной стенки. Однако бриты об этом не знали, и в их разведку просочились данные, что корабль достроен и находится в строю с 1916 года. Впрочем, адмирал Джелико, командующий британским Гранд Флитом, счёл эти сведения «сомнительными». Да и даже если бы немцы достроили корабль себе – на вряд ли это могло бы на что-то повлиять…
Но война заканчивается, а корпус корабля продолжает болтаться у причала, ибо Греция отказалась от такого корыта. Немцы же рассудили, что сие есть отход от условий контракта, и греки должны компенсировать издержки. Греки закономерно посылают немцев куда подальше, и начинаются судебные разбирательства. Они длятся аж до 1932 (!) года, когда суд таки постановил, что редиски тут греки, и они должны доплатить 30 000 £. Что они и сделали, и в том же порту продали недостроенный «Саламис» на металл. На этом закончилась история уникального греческого линкора, не успев толком начавшись.
Стоит сказать ещё пару слов за турецкий флот. Изначально они заказали один линкор, но потом, во второй половине 1913, перекупили у Бразилии ещё один (он тоже достраивался в Британии). И тут греки психанули. Если до этого паритет более-менее сохранялся, то это сделка выводила Турцию сильно вперёд. Для начала они потыкали немцев с «быстре-быстрее-быстрее», но тех так просто оказалось не взять. Потом Греция решила заказать два полноценных линкора типа «Бретань» у французов. А это уже не хухры-мухры – вполне себе современные и полноценные линкоры, примерно на уровне всех остальных. Один даже успели заложить и назвать его «Базилеос Константинос», но, опять же, началась война, и у Франции своих проблем стало невпроворот. А ещё Греция купила у США два эскадренных броненосца «Миссисипи» и «Айдахо». На последнее глава британской морской мисси в Греции, адмирал Марк Керр, лишь покрутил пальцем у виска. Греки же хотели хоть что-то ПРЯМ ЩАС. Так что Греция взяли броненосцы и переименовали в «Килкис» и «Лемнос». Впрочем, в 1916 французы захватили корабли и использовали в качестве шантажа для вступления греков в Антанту…
Мы тут начинали с турецкого флота, да? Так вот, вы не поверите: с началом войны два турецких линкора были реквизированы британцами. И, в отличии от греческого корабля, бриты их достроили и приняли в свой флот под именами «Эрин» (Erin) и «Эджинкур» (Agincourt). Турки почему-то обиделись на это и выступили на войне на стороне Германии. А немцы передали туркам линейный крейсер «Гобен», но это уже несколько другая история. Греческий же флот так и не получил своего линкора-дредноута.
Автор - Борис Плавник
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2