Найти в Дзене
Влюбить в математику

Алгоритм самообучения ребенка для родителей

Оглавление
Ребенок не разобрался. Учитель в школе не справляется, у нас возможности нет. Скажите, а чтобы он сам занимался и разобрался — это реально?

Лизе девять лет. Она ходит на танцы, вот-вот начнет учиться в третьем классе, а еще она очень боится таблицы умножения. Вот не дается она ей. Это сейчас мы, взрослые, смотрим на нее непонимающе, но для ребенка выучить хотя бы несколько колонок настоящее испытание. Испытание как на знание математики, так и на здоровье: под удар могут попасть самооценка, психологическое здоровье, если она не справится. Со стороны родителей и учителей девочка ожидает критику и сравнение с более преуспевающими детьми.

Это не первая для Лизы сложная тема в математике. Когда начались текстовые задачи с ящиками яблок и груш, у нее «поплыли мозги». Никак не удавалось представить эти «на четыре фрукта больше» и подобное. А ведь задачу еще нужно по всей строгости оформить может не хватать слова «ответ» или случайно возникнет ошибка в решении. Учитель же только пожимал плечами и предлагал практиковаться дома с простыми задачами из учебника.

Девочка, которая вечно теряется на уроках математики, не знает, как выучить таблицу умножения. До первого сентября осталось совсем чуть-чуть, сейчас начнутся новые темы, а от владения умножением может зависеть их понимание. И вот как Лизе теперь быть? Самой учить таблицу?

Родители не знают, как подойти к решению возникшей задачи. Что мы им можем предложить?

Не существует универсального подхода к самообучению. Каждый ребенок индивидуальность. Сработавшие приемы с одним не факт, что сработают с другим. Поэтому использовать с Лизой некие «пять правил самообучения » не имеет никакого смысла.

Однако Марина Теплицкая, педагог Маткласса, психолог и мама трех детей, предлагает родителям акцентировать внимание на трех проблемных сторонах самообразования. Их разрешение поможет понять, как правильно подойти к решению проблемы.

Сторона №1. Заинтересованность родителей

matclass.ru
matclass.ru

Родители должны быть заинтересованы не только в самом успехе ребенка, но и в том, как он его достигнет. Без взрослого ребенок не справится. Детское самообразование невозможно, пока на это не будет работать все окружение.

Дети копируют повадки взрослых. От своих родителей дети заимствуют не только черты характера, но и методы реагировать на мир. Сюда же входит и самооценка. У ребенка что-то получается — его хвалят. Ему это нравится, поэтому дальше учится. Критикуют и обижают нет смысла стараться. Будет заниматься тем, что дает более приятную отдачу.

Мотивация заразительна. Когда ребенок видит и чувствует, как родителям важны его знания, с каким трепетом они относятся к его стараниям, он обязательно приложит больше сил к решению своей проблемы, а значит скорее разберется со сложной темой.

Совет для родителей Лизы:

Покажите, как для вас важно, чтобы Лиза справилась с таблицей умножения. Покажите примеры из жизни, в которой умножение часто используется. Особенно, как вы используете его для своих целей.
И, главное, не раздражайтесь, когда у Лизы что-то не выходит. Это нормально. Она сама нервничает, а потому создайте обстановку, в которой она будет знать, что ошибка не есть провал, а есть новая попытка достичь успеха.

Сторона №2. Инфографика, задачи в картинках

matclass.ru
matclass.ru

Детям легче понять смысл задачи, когда они видят, что от них хотят. Берем задачу и с помощью иконок и простых рисунков объясняем её. Перед ребенком все та же задача, но в ней не сухой текст о ящиках с яблоками, а живая история, с персонажами и проблемой, достойной сказки. Таким образом ребенок будет вычислять в дальнейшем и числовые примеры, представляя в уме указанное количество предметов и отнимая от них в уме заданное число.

Рисунок становится опорой для ребенка. Ему не нужно мыслить так, как от него требует автор. Ребенок, если понимает задачу в картинках, охотно попробует сам поучаствовать в творческом процессе и нарисует, как он это видит. Отсюда можно двигаться дальше: оставить задачу на доске или листике, подходить к ней каждый день, добавлять детали и отмечать успехи.

Совет для родителей Лизы:

Детям нравятся комиксы больше обычных книг. Им нравятся мультики больше фильмов. Картинки в учебниках почему часто разрисованы? Потому что привлекают больше внимание.
Не пишите. Рисуйте. Условия не должны быть где-то там, в абстрактном мире непонятных цифр и букв. Создайте историю на доске или бумаге, в которой Лиза захочет стать главным героем.

Сторона №3. Значение экспертного мнения

matclass.ru
matclass.ru

Марина приводит такой пример из своего опыта:

Я не могла своей дочери объяснить деление. В четвертый класс переходит, но меня не слушает. Я ей деление в столбик никак. Тогда включила первое попавшееся видео на Youtube, коих там тысячи. И вы не поверите: пять с половиной минут, и она решает все что угодно.
Я преподаю математику, а дочку научить не могу. Мне должно быть стыдно, но я понимаю, что дети иногда не слышат своих родителей. Такой психологический блог. А интернет вот, пожалуйста.

Современным детям интернет гораздо ближе тетечек, которые что-то усердно пытаются доказать на уроках. Он не ругает, не критикует, не тыкает лицом в ошибки. Если на одном сайте или в видео что-то не было понятно, то можно включить другое, где объяснение будет интереснее.

Пример Марины Теплицкой показывает, что не нужно ограничиваться в способах помочь ребенка. Можно работать со школьным учителем, помогать ребенку самому, но если он не видит в вас экспертов в возникшем вопросе (а это нормально), то стоит искать его в других местах: в интернете, в репетиторах и кружках.

Если создать массу возможностей решить проблему, то она так и так, но перестанет волновать ребенка. Главное, опять же, желание её решить.

Трудности нужны, чтобы вместе их решать

Дети могут самостоятельно чему-то научиться. Но для этого должны удачно сойтись звезды. Их ничто не отвлекает, у хорошо развита внимательность и высокая мотивация, чтобы не забросить все на полпути. Таких детей нужно очень много хвалить, ведь такие способности — большая редкость.

Гораздо чаще видим картину, в которой ребенок остается один на один с трудностями. И в такой ситуации он либо выкарабкается, либо потонет. Непонятый материал будет накапливаться, как снежный ком, и к концу школы все проблемы всплывут одна за другой, а с ними неуверенность в будущем, слабая социализация и отсутствие мотивации к чему-либо.

И, отвечая на вопрос из начала статьи, скажем следующее: если ребенок не справляется, родители не справляются, школьный учитель не справляется, то не нужно пускать на самотек. Найдите человека, чьи методы будут ближе ребенку. Он может быть в интернете на видео, а может — в простом математическом кружке.

matclass.ru
matclass.ru

Дайте решить эту проблему эксперту!

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». В науке это не так работает. Не нужно пытаться понять непонятное самому, изобретать велосипед, делая массу ошибок.

В сети математических кружков «Маткласс» более двадцати педагогов, и каждый со своими приемами, знаниями и умениями. Кому-то больше нравятся наглядные задачи с фигурами и картинками, кто-то лепит и мастерит, а кто-то открывает шкафчик, достает из него несколько коробок с настольными играми и говорит: «Сейчас мы выучим новую тему в математике.

Пока одних волнует лишь успех , мы больше заботимся о том, чтобы путь ребенка к нему был захватывающим и полным заботы и любви.

**********************************************************

Записаться на бесплатную ознакомительную онлайн-встречу

**********************************************************

Присоединяйтесь к кружкам и отправляйтесь в незабываемое путешествие по математической стране!