Раньше и трава зеленее была, и эмоции в голове накатывали ярче. Ностальгические чувства - обыденное дело, причём они затрагивают все аспекты нашей жизни: от обожания 90-х (которые нам помнятся светлыми и яркими, поскольку мы были тогда детьми) до воспоминаний о по-настоящему хардкорных видеоиграх.
Мол, сейчас люди совсем обленились: в 99 % игр есть лёгкий уровень сложности, а проекты вроде Dark Souls остаются в меньшинстве. Почему игры оказуалились и становятся всё проще?
Во-первых, это не совсем корректно. Хотите рубиться в God of War на PS4 с максимальным уровнем боли - не вопрос, особенно на New Game+. Если же вы приходите домой уставшим после работы, то Normal/Easy - ваш выбор.
Во-вторых, времена кардинальным образом изменились. В период с 80-е по 90-е игровая индустрия ещё не превратилась в многомиллиардный бизнес, обогнавший голливудский кинематограф.
Романтики и экспериментаторы, создававшие шедевры на больничном осциллографе, "Спектруме" и вьетнамских клонах NES, не ставили своей задачей заработать на яхту. Сегодня их наследниками можно назвать концептуальных indie-девелоперов, творящих ради искусства и живущих на дошираке.
Но даже они постепенно вписываются в общемировой бизнес. Появляется всё больше издателей, берущих под крыло такие разработки, финансирующих и контролирующих их. Яркие примеры: tinyBuild и Devolver Digital, постоянно выпускающие нечто креативное.
Почему игры стали легче и проще?
В-третьих, портрет ЦА изменился. Если раньше целевая аудитория состояла из парней-гиков (по аналогии с андеграундным металлом, наигрываемым в батином гараже), то теперь там и домохозяйки, и огромный процент девушек, и офисные планктоны, и спортсмены. Проводя аналогии с музыкой, андеграундный металл превратился в Pop Rock.
Людей, заинтересованных в видеоиграх, хватает среди всех возрастов, рас, вероисповеданий и уровней материального достатка. Вплоть до миллиардеров вроде Илона Маска. Соответственно, задача девелопера - угодить максимальному количеству людей, поскольку это отразится на продажах и популяризации его детища.
В-четвёртых, изменилась модель потребления. Если раньше стационарные ПК у нас (и консоли на Западе) являлись основным классом устройств, то теперь крупнейший из бизнесов живёт на iOS и Android.
Конечно, развивается и Nintendo Switch, которую выбирают классические геймеры, однако казуальные развлечения на мобилках приносят В РАЗЫ больше денег. Вот издатели и двигаются в этом направлении.
Выводы неутешительные?
Вовсе нет! Всегда сохранится значительный пласт интерактивных произведений, следующих классике разных жанров. Выбирайте на свой цвет и вкус, но учитывайте, что в метро, в очереди к зубному, на уроках и студенческих парах предпочтение будет отдаваться простым "кликерам", механикам а-ля "три в ряд", монотонным "фермам" и тому подобному.
Даже консольные эксклюзивы для PS4 будут получать "Супер лёгкие, только включи и само будет играть" режимы. Исключения вроде Bloodborne лишь подтверждают правило. Мнением по вопросу поделитесь в комментариях, конструктивные дискуссии приветствуются.