Найти тему
VarТехник

Почему все советские танки не перешли на перспективные оппозитные моторы?

Оглавление

Моторы семейства 5ТД известны многим знатокам бронетанковой техники в первую очередь из-за уникальной схемы танкового двигателя в принципе. Оппозитный агрегат стал довольно мощным при скромных габаритах, к тому же впервые его использовали в Т-64 – танке, который задал вектор развития ОБТ на десятилетия вперёд. Но почему остальные советские машины не перешли на новые моторы?

Появление 5ТД.

Для того чтобы вместить Т-64 в заданные весовые рамки (не более 35-37 тонн), приняли решение снизить массу двигателя по средствам уменьшения объёма и блока цилиндров. Но это приводило к вопросам расположения поршней. Ответ был найден довольно быстро – горизонтальное расположение. В таком случае, можно было сделать широкий, но при этом низкий блок при достаточном рабочем объёме.

Цель разработки была следующей – создание компактного, но мощного мотора при сравнительно не большом объёме. Результат превзошёл ожидания… 5ТДФ (серийный образец) имел базовую мощность 700 лошадиных сил при объёме всего 13.6 литра, а самый мощный прототип мог превысить мощность в 1 000 л.с. Для понимания, остальные танки того времени уступали по соотношению мощности на объём более чем в два раза.

-2

Практика.

Всё выше сказанное было достигнуто на стенде. На практике, двигатель поддавался форсированию до мощности около 800-850 л.с. без существенных изменений. Однако в частях это было не так важно… Обслуживание 5ТДФ было особенным из-за новой компоновки. В первую очередь, двигатель официально называли многотопливным, но на практике, он мог выдавать заявленную мощность лишь на дизельном топливе. Марка определялась температурным режимом окружающей среды. Что касаемо масла, то допускалось два типа – М16-ИХП-3 и МТ-16п. В случае вынужденного перехода с одного типа масла на другой, экипаж должен был слить всю жидкость с картера, после чего заполнить баки заново. Это вполне стандартные процедуры, которые справедливы и для многих танков и не только.

-3

Главными особенностями было обслуживание и малая надёжность ранних серий. Прежде всего, новый агрегат требовал особого подхода. 5 камер сгорания с 10 поршнями и двумя коленчатыми валами не остались незамеченным в разрезе оппозитной схемы. Некоторые поршни недополучали ГСМ, из-за чего сокращался срок службы. Одной из ключевых проблем компоновки была зависимость от наклона боевой машины. Законы физики никто не отменял, и жидкости внутри мотора не всегда затрагивали все части двигателя, из-за чего могли возникнуть проблемы с запуском. К тому же, 5ТДФ и его дальнейшие версии не могли работать при значительных перепадах давления воздуха в окружающей среде. От части поэтому в Узбекской ССР Т-64 были в состоянии боевой готовности, но в боях за Афганистан участия не принимали. В горах могли обостриться проблемы надёжности и общей работоспособности.

-4

Почему только в Т-64?

Все вышеуказанные проблемы, не отточенное производство и его возможность только в Харькове предопределили судьбу двигателей семейства 5ТД. Именно эти проблемы и стали толчком для разработки Т-72, а позже и Т-80. Мотор оказался отличным на бумаге, но довольно проблемным на практике. Его доработали только через два десятилетия. Это был 6ТД, используемый в Т-80УД, но всё так же производимый исключительно в Харькове.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.