Найти тему
АудиоНатурал

Мой плей-лист для оценки качества звука

Оглавление

Большое ухо

Друзья часто спрашивают меня, как правильнее всего оценивать звучание аудиосистемы, есть ли у меня какая-то методика, на что главным образом обращать внимание при изучении характеристик компонентов, наконец, какой из компонентов оказывает на результирующий звук наибольшее влияние?

Чтобы не повторять бесконечно одно и то же с минимальными вариациями, которые зависят от степени вовлеченности собеседника в данную тематику, я решил ответить разом всем желающим, благо для этого есть такой замечательный инструмент, как канал на «Дзене».

Итак, начну с конца.

I. Наибольшее влияние на конечный результат оказывает акустика. Дело в том, что именно в этом звене электрический сигнал трансформируется в механическое движение элементов излучателя звуковой волны, причем, эти самые элементы работают не по закону Ома, а по законам Ньютона и Гука с поправкой на второе начало термодинамики и в соответствии с хитроумными уравнениями аналитической механики. Кроме того, в колонках обычно устанавливают разделительные фильтры (кроссоверы), состоящие из контуров, включающих в себя такие «грубоватые» элементы, как накрученные из фольги и пленки или бумаги конденсаторы и навитые из толстого медного провода индуктивности, что в принципе не может позитивно сказаться на качестве звука. Именно поэтому действительно хорошо звучащие колонки, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, стоят так дорого.

-2

II. При изучении технических характеристик не следует обращать внимание НИ НА ЧТО! По-хорошему, эту страницу мануала вообще не стоит открывать. Только ваши собственные уши способны дать ответ: хорошо звучит та или иная система или не очень, удовлетворяет она вашим вкусам и потребностям или нет. В свое время качество аудиотехники определяли методом слепого прослушивания, и, по-моему, это было правильно. Если воспроизведенную фонограмму практически невозможно или очень трудно отличить от живого исполнения, значит, вы имеете дело с первоклассной аппаратурой. Лет 30 назад в одном авторитетном аудиофильском издании я наткнулся на статью некоего уважаемого эксперта, который делился впечатлениями от слепого прослушивания нескольких оконечных усилителей высокого уровня. Подводя итоги теста, он указал, что лучше всех звучал аппарат с самыми невзрачными заявленными параметрами.

III. Для оценки качества звучания аудиосистемы я, кроме собственных ушей, использую набор из шести скрупулезно отобранных виниловых пластинок, представляющих музыку широчайшего диапазона во всем ее многообразии. Это музыка разных жанров и направлений, написанная в разные века, но исполненная великими музыкантами и записанная блестящими звукорежиссерами в самых лучших в мире студиях звукозаписи.

Вот как выглядит мой плей-лист:

1. G'schichten aus dem Wienerwald. Избранные произведения Иоганна Штрауса в исполнении большого симфонического оркестра Берлинского радио под управлением Ференца Фриксая. Лейбл Deutsche Grammophon. Несмотря на то, что запись этого альбома была произведена в далеком 1961 году, звучит пластинка потрясающе: стоит закрыть глаза, и перед вами живой, «дышащий музыкой» оркестр. Следует иметь в виду, что Ференц Фриксай – ярчайший представитель венской школы, человек, впитавший произведения Штрауса с молоком матери и понимавший, как ее надо исполнять.

-3

2. J.S.Bach: Violin Concertos. Как понятно из названия, это концерты для скрипки с оркестром И.С. Баха. Исполнители – Лос-Анджелесский камерный оркестр под управлением Джеффри Кахане, солистка – Хилари Хан, трехкратная обладательница премии «Грэмми». Лейбл Deutsche Grammophon. Пластинка записана безукоризненно. Отменное звучание, великолепное исполнение. Послушайте – не пожалеете.

3. Swing. Альбом знаменитого американского вокального квартета Manhattan Transfer. Лейбл Atlantic Records. Музыка, блестяще исполненная в стилистике традиционного джаза 30—40-х годов. Пластинка звучит объемно и плотно. Особое внимание советую обратить на выдающуюся композицию Clouds (Nuages) легендарного Джанго Рейнхарда, которую вокалисты исполняют вместе с трио «цыганского» джаза Розенберга и живой иконой стиля – Стефаном Грапелли. Если трек звучит гулко, значит, с аудиосистемой что-то не так.

4. James Taylor. Greatest Hits. Лейбл Warner Bros. Бриллиантовый, 11-кратный платиновый сборник лучших треков американского фолк-рок певца и композитора. На диске песни, которые Джеймс Тейлор успел сочинить и исполнить до 1976 года. Пластинка записана очень здорово, голос и инструменты звучат так, будто музыканты находятся непосредственно перед слушателем. Особенно остро ощущается трехмерная панорама в композиции Fire and Rain.

5. Eye in the Sky. Шестой и, пожалуй, самый известный студийный альбом арт-рок-группы The Alan Parsons Project. Лейбл Arista Records. Алан Парсонс знаменит не только как прекрасный композитор, исполнитель, аранжировщик и продюсер, но и как выдающийся звукорежиссер. Все инструменты, задействованные в его записях – от акустической гитары до синтезаторов – всегда звучат очень выразительно, лаконично и «к месту». Альбом позволяет оценить способность аудиосистемы правильно воспроизводить современную электронную музыку.

6. The Well's on Fire. Одиннадцатый студийный альбом группы Procol Harum, отцов-основателей направления «прогрессив рок», был записан на студии Eagle Records в 2003 году. Пластинка уникальна тем, что при ее создании органист Мэтью Фишер играл в составе группы в последний раз. Также в последний раз стихи для песен сэра Гэри Брукера писал штатный поэт ансамбля Кит Рейд. Альбом звучит мощно и, несмотря на могучий драйв, очень чисто. Фортепиано, Hammond орган, солирующий Stratocaster, бас, ударные – каждый инструмент занимает точное место в обволакивающей трехмерной акустической картине. Альбом дает возможность оценить способность аудиосистемы правильно воспроизводить музыку в стиле рок.

Слушайте, наслаждайтесь, оценивайте!