Как же я люблю концептуальные бары и рестораны! Это правда круто! Тебе создают маленький (или не очень) уголок эскапизма, где ты можешь почувствовать себя в другой стране, другой среде, даже в другом времени! Очень круто!
Я считаю, что это логичное развитие индустрии. Как в ресторанах, где уходят от салата Цезарь, роллов и пиццы в одном флаконе, так и в барах, где отказываются от кальянов и виски с колой в пользу крутых авторских дринков.
И в какое же говно всё это превращают…
Да, вот он дуализм, вот она обратная сторона медали. До недавнего времени я на пушечный выстрел не подходил к этим супер-концептуальным барам. Прям аж подташнивало.
«Пруцких, ты головой ударился?», спросят меня многие. Вроде только что любил, а теперь вон чего… Ладно, сейчас всё объясню.
Помните статью Гришковца?
Ну вот та дичь, где дядьке Лонг Айленд не приготовили (или что-то в духе), он и начал на говно исходиться. Много шума в индустрии тогда наделала. Я считал, что это полная чушь - пришёл в бар, играй по его правилам. Со своим уставом в чужой монастырь не лезут.
Вот только с правилами мы чего-то заигрались!
Бар - это место, куда приходят отдыхать. А значит что? Правильно, все правила бара и детали концепции должны быть направлены на то, чтобы этот процесс упростить и сделать приятнее.
Если это спик-изи, в который не так просто попасть, окей - кому-то заходит, почему нет, хотя я эту концепцию терпеть ненавижу (позже расскажу, почему?).
Вот только когда ты уже попал, сидишь за баром, что ты хочешь сделать в первую очередь? Правильно! Выпить!
Выпить, а не выслушать получасовую, с*ка, лекцию!
Обойдёмся без имён и лиц, но расскажу одну восхитительную историю о походе в один модный концептуальный бар.
Нас было человек восемь, если мне не изменяет память. Попасть туда не сложно, если знаешь, где дверь. Вот мы заходим, нам наливают воды, предлагают напитки. Меню в баре нет (это я понимаю, хотя и не разделяю), так что всё на словах: рассказываешь о предпочтениях, тебе готовят.
Окей, заказ сделан, мы сидим, ждём. Приносят нам напитки, ура! Думаю, ща как бахну глоток в пол бокала, прям хорошо станет! А бармен такой: «Подождите, только не пейте! Сначала я вам про них расскажу!».
И что вы думаете? Он начал рассказывать! В итоге, следующие пять-семь минут мы сидели с бокалами в руках, слушая дифирамбы о том, как они нашли эту козявку саламандры и сколько раз дистиллировали или что-то там ещё, чтобы это попало в коктейль.
Он рассказывал, а мы обтекали слюнями со стаканами в руках, из которых нельзя пить.
Все коктейли, кстати, были безо льда, что-то в стиле Гимлетов, что-то в стиле Мартини… То есть, те напитки, хотя бы первый глоток которых должен быть МАКСИМАЛЬНО холодный. Угадай, что там было после этой лекции? Кто сказал «невнятная тёплая дичь», возьми с полки пирожок.
Или ещё очень популярная тема: заходишь в бар, тебя встречают и начинают экскурсию. «Вот тут у нас кухня, вот тут бар, вот тут книги, а вот здесь шкаф с коллекцией носков. Эту пару, кстати, наш инвестор снял с….»
Да заткнись ты! Дай мне выпить, потом поговорим!
Кто-то определённо уже точит вилы, дескать мы же так старались, придумывали, проектировали и вот это вот всё. Но ты вспомни, для чего мы вообще все здесь собрались? Правильно, для гостей! А гость хочет что? Правильно! Выпить и покушать!
Это как с пирамидой Масслоу, помнишь такую? У человека есть базовые потребности. Когда он идёт в бар это что? Если не понял, перечитай прошлый абзац. Исполнил он их, расслабился, настало время следующих. Тут ты можешь поговорить, рассказать о концепции, провести экскурсию, задействовать всю свою игровую механику. Только в таком порядке, не наоборот!
Для гостей надо стараться, а не эго своё тилибонькать!
Пойми меня правильно, я не сухарь, который евангелирует Гришковца с его статьёй. Напротив, работая в ресторане, у меня есть целая легенда вокруг каждого коктейля, отличная история про сам ресторан, про печь, на облицовку которой разобрали четыре камина XVIII-XIX веков, про стол, которому уже полторы тысячи лет.
Если мои гости готовы послушать об этом, если им интересно, мы конечно всё это расскажем, сделаем это супер-красиво! Хочет гость в самом начале всё это знать - расскажем. Хочет сначала поесть и выпить? Придержим до уместного момента. Не хочет вообще ничего слушать? Просто приготовим всё нужное, покажем топовый сервис и отпустим.
Не хочет - не надо! И хватит всех пичкать своими изысканиями.
Чтобы гость кайфанул с твоей концепции, нужно сначала заинтересовать его. При том, не факт, что это получится сделать с первого посещения. Не факт, что всё нужно выкладывать за один раз. Во всём важна уместность.
Наша работа - чувствовать, понимать, когда эту уместность завезли, а когда надо заткнуться и просто сделать вкусный напиток.
А если делать наоборот мы просто превращаемся в зануд. Их никто не любит.
Отрезюмируем:
- Дай гостю то, зачем он пришёл, а потом поделись тем, что ты можешь дать.
- Концепция дожна скрашивать вечер гостя, а не усложнять достижение желаемого.
- Рассказывать нужно тому, кто готов услышать, а не придумывать оправдания в виде селективной публики. Это чушь.
- -Рассказывать нужно тому, кто готов услышать, а не придумывать оправдания в виде селективной публики. Это чушь.
Если эти три условия соблюдаются, будет и бизнес, будет и концептуальность. Будут довольные гости, будут счастливые работники. Все будут счастливы. А для чего, как не для этого мы вообще пришли в индустрию. Так ведь?
А если подписаться на телегу и YouTube, я тоже буду чуточку более счастлив.
Всем рокенролл!