Найти тему
Нетипичный Дипкун

Рогатый, северный.

Год тому назад «Ангар» написал историю о неудавшемся проекте устройства междугороднего троллейбуса в Ставропольском крае.
Подробнее с этим материалом можно ознакомиться здесь забив в строку поиска "междугородний троллейбус", тогда же между делом была продемонстрирована фотография троллейбуса ЗИУ-11У. Это была машина, одна из нескольких, которые эксплуатировались в
Тюменской области ещё в начале 70-х годов. Пришло время рассказать и об этом интересном проекте.
Пассажирские перевозки в СССР были массовым и достаточно хорошо организованным видом транспорта. К концу 60-х годов советская промышленность освоила несколько моделей автобусов и троллейбусов, заводы бесперебойно поставляли машины в автохозяйства и парки. А объём производства и рост экономики позволяли даже проводить в некоторых регионах своеобразные транспортные эксперименты. Одним из таких экспериментов стала троллейбусная линия Нижневартовск — Мегион (Правда в нашем посте от 18.09.2019 о ставропольском проекте такого троллейбуса этот маршрут был назван неправильно — Нижневартовск-Самотлор).

Что касается Нижневартовского эксперимента, то в отличие от Ставропольской "попытки" он просуществовал довольно долго, с 1973-го, по 1981 годы. Но самое главное, что на этой линии работал на тот момент самый «короткий» троллейбус ЗИУ-11УГС (укороченный, городской в северном исполнении), который был сделан специально по заказу транспортного отдела Нижневартовского горисполкома. Машина не только была самой короткой в продукции Завода имени Урицкого, но и имела один из самых малых тиражей в истории завода — 9 экземпляров. Как раз в эти годы на заводе в Энгельсе попытались создать модель ЗИУ-11, но далее 5 опытных образцов дело не пошло. А вот его более короткая версия, катавшая нефтяников между Нижневартовском и Мегионом имела больший успех, и по части тиража, и по времени эксплуатации.
Что касается самого маршрута, то это обычные «хотелки по необходимости» отдельно взятого города Нижневартовска у которого имелись возможности финансировать такой проект, отдельное спасибо нефтяному месторождению.
В транспортном отделе об устройстве такой троллейбусной линии задумались ещё в 1972 году, когда посёлок Нижневартовский получил статус города.

-2

После подсчётов выяснилось, что отдельно устроенный рабочий троллейбусный маршрут из города к нефтяным месторождениям будет дешевле и выгоднее, чем автобусный. Маршрут начинался у железнодорожного вокзала, шёл далее по улице Чапаева и потом сворачивал направо, на Интернациональную где подбирал работников областного трубопроводного треста, после чего выходил на дорогу Северный Широтный Коридор и без остановок шёл в посёлок Мегион. Проезд для сотрудников был бесплатным, в троллейбус надо было заходить через переднюю дверь и показывать водителю специальный пропуск.
Почему же в 1981 году эта линия перестала существовать?
К началу 80-х в Тюменскую область и на Самотлорское месторождение направили карьерные грузовики «Euclid». Всего 4 штуки, и два из них работали на стройках в Нижневартовске, но из-за большой высоты этих машин они не могли ехать по Северному Широтному Коридору из-за низко расположенной контактной линии.
Это и стало причиной закрытия троллейбусного маршрута.

-3

Все 9 машин после этого перевезли в автобусный парк Нижневартовска, где они стояли примерно до 1985-86 годов, им даже присвоили другие гаражные номера, но на линию им больше не суждено было выйти, их порезали на металлолом.
Снимок №1 - показывает машины после закрытия маршрута, очевидно это первые недели после закрытия. троллейбусы выглядят относительно свежими.
А на фото 2-3 их рабочие будни. Ещё до первого капитального ремонта, о чём свидетельствуют угловатые арки колёс. После ремонта их сменили на круглые.