Эта история началась, когда тогда еще четыре друга- Boeing, РКК «Энергия», Южмаш и КБ «Южное, решили в складчину построить морской космопорт, дабы запускать оттуда ракеты.
Идея была неплохая, но, содержала фундаментальные ошибки финансовых расчётов и после нескольких десятков запусков в 2009 году запуски были остановлены.
Главный плюс морского старта- возможность запускать носители непосредственно с экватора, что добавляет носителю 6-8% грузоподъемности и особенно актуально при запуске геостационарных спутников на орбиту.
За прошедшие 11 лет, «Морской старт» стал объектом для бесконечного торга, манипуляций и скандалов пока в конце 2019 не отправился через Тихий океан в Россию.
Тогда, плавучий космодром планировали использовать в S7 Space. Идея изначально была похожа на фантастику, т.к. в корпорации планировали использовать для пусков российскую копию «Зенита» - «Союз».
Сам же «Зенит» прекратили выпускать на Украине еще в 2016, а значит подходящей ракеты для космодрома попросту не существует.
Вероятно, что эта история бы и сдачей ржавого космодрома на металл после 10 летнего простоя, если бы к S7 Space не пришла помощь в лице государства.
Согласно последним новостям, «Морской старт» будет выкуплен у S7 Space, переоборудован и станет работать на благо отечественной космонавтики. На это будет потрачено 35 млрд. рублей.
После того как/если космодром будет введен в строй, планируется, что он окупится при 5 запусках в год.
Над этими горе-расчетами можно лишь посмеяться.
Во-первых, американцы продали космодром не просто так. Все их расчеты показывают, что как космодром не крути, космические запуски с него выгодными не будут никогда. Для того, чтобы он окупался, требуются не просто отправлять в космос грузы, а делать это на пределе возможностей носителя. Надо ли говорить, что в реалиях современного рынка таких условий нет и большинство РН тяжёлого класса редко летают более чем с 70% загрузкой.
Во-вторых, SpaceX и без того сильно уронила цены на рынке запусков. Если еще недавно, стоимость пуска одного «Протона» для Заказчиков составляла $100 млн, то сегодня в России не могут собрать заказов даже на 70% от прошлых показателей запуская носитель за $65 млн.
Стоимость пуска обновленного «Союза» будет еще меньше и вряд ли превысит 40 млн, что сводит экономию до вовсе смешных сумм.
Кроме того, на нашем космическом носу грядет появление носителей нового класса многоразовых носителей нового поколения в лице New Glenn и Starship. Запуски одноразовых ракет с океанской платформы на фоне многоразовых носителей будет выглядеть и вовсе нелепо.
Таким образом, Россия вместо того, чтобы вложить 35 млрд. в перспективные программы метановых двигателей или проектировке новых носителей, покупает кот в мешке, притом, этот кот, похоже хромой.
- Почему Индия стремительно догоняет Россию в космосе?
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉