21 августа в США Генри М. Лиланд была основана компания носящая имя Антуана Ломе де Ламота де Кадильяка, французского колониального администратора. Чем был знаменит этот выходец из Европы? В 25-летнем возрасте прибыл в Канаду, причем сразу возглавил войсковое подразделение участвовавшее в боевых действиях против коренных жителей ирокезов(не путать с одноименной прической. Кстати индейцы ничего подобного на голове не создавали. Никакого лака в волосах и гребней у них не было). Ну а поскольку для освоения территорий необходимы поселения, то де Кадилльяк начинает строительство фортов и факторий. В частности в 1702 году он основывает Форт Поншартрен-дю-Дэтруа (Fort Pontchartrain du Détroit), которая впоследствии станет городом Детройт. Или как потом будут говорить сердцем американской автомобильной автоиндустрии.
А теперь давайте перенесемся в середину века XVIII, а именно в Вермонт, где родился Генри. Лиланд. Свою трудовую деятельность выходец из небогатой семьи начал механиком на пароходах. Именно там молодой человек приобщился к технике. После он решает стать сухопутным инженером и для начала устраивается на работу на фабрику по производству швейных машин. А во времена Гражданской войны становится механиком на оружейном арсенале в Спрингфилде. А позднее учился оружейному делу на фабрике Сэмюэля Кольта. Именно там Лиланд изучил точное машиностроение - например, использование инструментов, которые могут измерять конструкции с точностью до 1/100 000 дюйма. После Лиланд стал механиком-конструктором на заводе «Браун и Шарп» (Browne & Sharpe). После переезда завода в Детройт, в 1890 году основал фирму «Лиланд и Фолкнер» (Leland and Faulconer), которая занималась литьём и штамповкой металла, производила автомобильные двигатели и элементы шасси.
Именно в Детройте Лиланд переработал одноцилиндровый двигатель Oldsmobile, и увеличив его мощность с 3,7 до 10,3 лошадиных сил, предложил свою работу основателю компании Рэнсому Э. Олдсу, тот сказал, что двигатель был слишком дорогим и слишком мощным для шасси Oldsmobile.
В те годы в Детройте существовала первая в истории города «Автомобильная компания Детройта». Ее создал Генри Форд, который убедил 12 инвесторов в необходимости вложить в нее свои средства. Увы, из этого ничего не вышло. Когда же встал вопрос о банкротстве фирмы, то основные инвесторы, а именно Уильям Мерфи и Лемюэль Боуэн обратились к инженеру Генри М. Лиланду и производственной фирме «Лиланд и Фолкнер». Они хотели чтобы последние оценили завод и оборудование перед его продажей. Вместо этого Лиланд убедил их продолжить автомобильный бизнес, и предложил в качестве своих инвестиций использовать готовый одноцилиндровый двигатель.
Первый Cadillac увидел свет в 1902 г. Машина имела мотор мощностью в 10 л.с. Автомобиль был выставлен на Нью-Йоркском автосалоне и произвел большой фурор, собрав 2000 заказов. Стоила модель не мало, а именно 850 долларов.
Но настоящую известность марке принес знаменитый слоган - «Мировой эталон». Компания Cadillac получила его благодаря инженерным разработкам. Именно Лиланд первым решил использовать стандатизированные взаимозаменяемые детали. Таким образом он хотел доказать, что автомобили должны и могут иметь одинаковые детали. Тогда это казалось чем-то совершенно фантастическим. Что сделал Лиланд, он представил три машины на суд публики. На глазах у всех, сотрудники фирмы разобрали автомобили, перетасовали все детали, и затем собрали снова. Но даже не это поразило окружающих, а то, что все три машины отправились в 500-мильный пробег. Именно после этого Cadillac был награжден престижной наградой трофей Дьюара (Dewar Trophy). Учредил этот кубок сэр Томас Р. Дьюар, магистр философии, член парламента Соединенного Королевства. Награда в последствии будет ежегодно вручаться Королевским автомобильным клубом Соединенного Королевства "за автомобиль, который должен успешно пройти самые достойные испытания".
За первый год существования компания Cadillac выпустила около 2500 автомобилей. А с 1904 по 1915 год Cadillac входил в десятку лучших по продажам автомобилей в США каждый год. Кстати "кади" был первым производителем, запустившим в серию полностью закрытый автомобиль такси, это произошло в 1910 г. И именно у Cadillac стал первым производителем, начавшим массовое производство автомобилей с закрытыми кабинами. Как гласила реклама: катайтесь на Cadillac и оставайтесь сухими во время дождя.
Продолжая свои инженерные изыскания Лиланд решил сбалансировать коленчатый вал. Он внедрил электрический стартер. До этого владельцам приходилось крутить неудобную тяжелую ручку, чтобы завести автомобиль.
Интересный факт. На установку электростартера Лиланда сподвиг случай произошедший с его приятелем. Однажды коллега по цеху Лиланда Байрон Т. Картер, основатель Cartercar - умер, заводя автомобиль застрявшего друга. Рукоятка резко повернулась и ударила его по голове; он умер несколько недель спустя. Рассказывают, что после Лиланд сказал: «Я не допущу, чтобы Cadillac причиняли людям боль таким образом».
Экспериментировал Cadillac и со светотехникой. В частности именно модели этой компании оснастили электрическими фарами, а так же появилась такая опция как дальний свет.
О надежности машин ходили легенды. К примеру мотор объемом 5,1 л (70 л.с.) не был первым из когда-либо разработанных двигателей V8, но он был первым серийно выпускаемым и оснащенным резервуаром для охлаждающей жидкости. Он был настолько выносливым, что правительство Соединенных Штатов купило пару тысяч таких машин для перевозки офицеров во время Первой мировой войны.
В 1916 году с появлением Cadillac Type 53 было представлено еще одно новшество. А именно последовательное расположение педалей, рычага ручного тормоза и переключения передач, а так же место для замка зажигания. Именно Type 53 с тех пор называют образцом компоновки для автомобилей.
В июле 1909 года компания General Motors приобрела Cadillac за умопомрачительную, по тем временам сумму: 5 969 200 долларов. Вильям Дюран Президент GM лично попросил Лиланда остаться управляющим и управлять компанией как своей собственной.
Тем не менее Лиланд будучи натурой деятельной просто уходит из основанной им же фирмы. Он покинул Cadillac в 1917 году и тут же на полученные от GM деньги основал Lincoln Motor Company. увы, Лиланд был отличным инженером, но не бизнесменом. Он допустил серьезные ошибки в бухгалтерии. Фирму обанкротили и ее выкупил старый знакомый Лиланда Генри Форд. Форд купил компанию выставленную на аукцион в 1922 году. После чего демонстративно, при помощи охраны, вывел бывшего владельца с территории компании. Генри фирма была необходима. Ведь его супруга предпочитала ездить именно на автомобилях его прямых конкурентов из GM, а именно Cadillac. Именно тогда Форд и задумал сделать luxury бренд из Lincoln и пересадить в него свою супругу. Это, нужно заметить, ему удалось.
В 20-х Cadillac первым среди автопроизводителей дает покупателям на выбор палитру из 500 цветов кузова. Для привлечения внимания к марке один из ее автомобилей, а именно Type 59c, мог накачивать собственные шины: он был оснащен воздушным компрессором с автономным питанием.
Однако, наверное самым заметным шагом в истории марки стало то, что в 1927 году Cadillac стал первым американским производителем автомобилей, нанявшим автомобильного дизайнера – Харли Эрла. Это был поистине уникальный человек. Он придумал классификацию автомобилей по размерам, он создал первый компактный Cadillac LaSalle Series 303. Этот человек сделает первый в мире концепт кар Buick Y-job, создаст General Motors Art and Colour Section. Именно он сделал известную всем решётку радиатора, которая и по сей день является визитной карточкой автомобилей «Cadillac». Я уже неоднократно раскалывал о работе этого человека, все материалы выложены на моем канале.
В 1928 году Cadillac представил «защитное листовое стекло» — первое безосколочное стекло, установленное на модели Cadillac и LaSalle. Этот ключевой элемент безопасности быстро распространился на всю линейку продуктов General Motors. В том же 28-м появилась цельностальная крыша, ранее их делали из дерева и синхронизированная коробка передач.
Еще один интересный факт. Откуда у президентов США появился бронированный автомобиль? Знаменитый гангстер из Чикаго Аль Капоне обожал автомобили этой фирмы. Еще бы, они оснащались мощными и многоцилиндровыми двигателями, и уходить от погони было просто. Именно Капоне решил обезопасить себя от конкурентов и приказал своим подручным бронировать его Cadillac 1928 года выпуска. Когда, по обвинению за неуплату налогов, за убийства его наказать так и не смогли, он отправился в тюрьму Алькатрас, автомобиль был конфискован министерством финансов.
Наверное автомобиль бы так и стоял в запасниках, рядом с другим конфискантом. Но вечером 7 декабря 1941 года (тогда состоялся налет японской авиапалубной авиации на базу ВМФ США в Перл-Харбор) Секретная служба внезапно обнаружила, что ей нужно что-то пуленепробиваемое, чтобы президент Франклин Д. Рузвельт выступил с речью «Дня бесчестия» в Конгрессе США. Когда его спросили, где он взял машину за такое короткое время, президент, как известно, сказал: «Надеюсь, мистер Капоне не возражает».
Но вернемся к фирме. Знаете, а ведь первый автомобильный кондиционер также был установлен на Cadillac, он имел мощность охлаждения 370 Вт, и был создан фирмой «С & С Kelvinator Co» в 1930 году.
В 1930 году Cadillac выпускает совершенно фантастический мотор V16, впоследствии его назовут великолепным чудовищем. Объем двигателя равнялся 7,4 л. а мощность 165 л.с.
И снова я вернусь к персоне Харли Эрла. Который в 1943 году, вопреки традициям и в нарушении тогдашних устоев, берет на работу Элен Ротер. В последствии она стала первой женщиной-дизайнером GM. Ротер создавала обивку, освещение и оборудование для салонов автомобилей. До этого Элен занималась дизайном ювелирных украшений в Париже и иллюстрировала комиксы для компании Timely Publications, которая впоследствии стала Marvel. В послевоенной Америке женщины покупали автомобили в большем количестве, чем когда-либо прежде, и этот факт не ускользнул от внимания дизайнера General Motors Харли Эрла. Чтобы привнести немного «женского взгляда» в создание автомобилей, им были наняты выпускницы двух самых престижных Академий искусств в США. «Леди дизайна» (Damsels of Design) — это 20 девушек - специалистов, создавших интерьер легендарного Cadillac Eldorado и других знаковых моделей 50-х годов. В 1958 году прошло Женское автошоу, которое было призвано обратить внимание на работу талантливых девушек. Каждая из женщин-дизайнеров создала интерьер ряда новых моделей GM. Некоторые леди пошли дальше: например, Сюзанна Вандербильт за свою долгую карьеру в General Motors разработала детский ремень безопасности, регулируемые сиденья и детские кресла. И об этом вы так же сможете прочесть на моем канале.
После Второй мировой Cadillac пытается задать целое направление в автомобильной моде и дизайне. Так появилось изогнутое лобовое стекло, кузов "Хардтоп" и наконец знаменитый "акульи плавники". На протяжении 1950-х все большую выразительность приобретали передние бампера с яркими элементами, похожими на артиллерийский снаряд. Их стали называть бамперами Дагмар в честь известной телевизионной актрисы того времени. Она завоевала популярность своим глубоким декольте и объемным бюстом, что и нашло отражение в названии бамперов.
Очарованные стремительным развитием реактивной авиации и набиравшей обороты космической гонкой, инженеры General Motors в 1956 году спроектировали концепт автомобиля будущего — Firebird II. Футуристический кузов Firebird II полностью состоял из титана. Газотурбинная силовая установка, работающая на керосине, выдавала 225 лошадиных сил. Автомобиль оснастили дисковыми тормозами на все колеса и независимой подвеской — разгон предполагался свыше 300 километров в час. Одной из главных инноваций стала система автопилотирования. Инженеры General Motors были уверены, что в недалеком будущем скоростные магистрали будут оснащены специальными датчиками, которые будут направлять автомобиль как по рельсам.
А знаете как вообще появились знаменитые "акульи плавники" на задних крыльях? Так отвечавший за дизайн всей линейки GM Харли Эрл очень хотел, чтобы художник Билл Митчелл(о его работах я так же написал массу статей) опустил задние плавники на четыре дюйма. Но Митчеллу они нравились, поэтому он просто приподнял их на четыре дюйма, пока Эрл отсутстовал, чтобы потом вернуть на изначальный уровень. Уловка сработала, и плавники стали кульминацией стиля 1950-х годов.
В 57 году на модели Eldorado Brougham появились «сиденья с памятью», позволявшая запоминать и вызывать настройки положения сиденья для разных водителей. Также автомобиль был оснащен электростеклоподъемниками, электроприводом передних сидений, полностью автоматической силовой антенной и автоматическими дверными замками.
Сегодня мало кого удивишь активным круиз-контролем. но в конце 50- годов это было в диковинку. Но именно тогда появился концепт кар Cadillac Cyclone XP-74. Чья радиолокационная система предупреждала о возможном фронтальном столкновении — потенциальную опасность определяли два радара с бесконтактным зондированием, скрытые в дерзких носовых конусах в передней части автомобиля.
В Cadillac появился первый климат-контроль. Первым автопроизводитель, выпустившим подушки безопасности.
Есть и курьезные рекорды. В частности я довольно подробно рассказывал о Cadillac Allante. Так вот это был наверное самый длинный в мире конвейер его протяженность более 15 000 километров. Конечно «конвейер» был больше воображаемым — шасси отправляли в Италию, где устанавливали кузов, а затем машина возвращалась для досборки обратно в США. Для этого GM даже закупил несколько Boeing 747 Jambo. Американцам пришлось даже усовершенствовать итальянский аэропорт: необходимо было расширить взлетно-посадочную полосу, чтобы иметь возможность принимать загруженные самолеты Боинг-747, поскольку на каждом рейсе находилось 56 автомобилей.
Конечно на этом история компании не заканчивается. Ведь компания продолжает выпускать автомобили и не перестает удивлять своих клиентов. Однако сейчас вернусь к ответу на вопрос заданному в заголовке. Почему американский бренд носит имя француза?
Дело в том, что годом основания компании Cadillac стал 1902. Именно в этот год праздновалось 200-летие города Детройт. А эмблема компании это производная от геральдического знака Антуана Кадильяка. с момента регистрации фирмы она претерпела более 30 изменений. Сегодня дизайн эмблемы стал абстрактным – эта трансформация была вдохновлена работами голландского художника и дизайнера Пита Мондриана.