В связи с усилившейся общественной дискуссией про поведение водителей на дороге (по поводу громких ДТП и безотносительно них) не буду разбирать вопиющие случаи или говорить очевидное про ответственность. Давайте обсудим изначально более рядовые ситуации, которые тем не менее требуют нашего внимания каждый день.
В прошлом году я вела для ООО «Шелл Нефть», подразделение Shell Downstream в России корпоративный формат, где мы обсуждали, какие свои психологические аспекты следует учитывать, чтобы быть на дороге в максимально ресурсном состоянии. Шелл как высокоорганизованная компания с социальной ответственностью много внимания и сил уделяет вопросам безопасности, в том числе индивидуально работает с прокачкой навыков безопасного вождения сотрудников и членов их семей как с точки зрения техники и мастерства (специальные тренинги в классе и на дороге от экспертов Актив-Безопасности по вождению), так и с точки зрения осознанности и психологии. По предварительному согласованию с Руководителем по вопросам здоровья, безопасности и охраны окружающей среды Shell Downstream в России и Европе – Ольгой Тихомирновой обозначу несколько основных моментов, которые я озвучивала ее коллегам и которые повторяю на подобных мероприятиях или индивидуально.
Существует множество внешних факторов ведущих либо к ускорению, либо к расконцентрации (отвлечению), либо и к тому, и к другому одновременно. Они бывают физические/социальные/..., управляемые и мало управляемые. Но ещё у этих проявлений бывают внутренние причины – те эмоциональные состояния, в которых человек садится за руль, и тот психотип, который создаёт фрейм (рамку) этих состояний. И здесь любое отвлечение от «дзена» хоть в минус (расстройство, стресс, усталость), хоть в плюс (эйфория, радость, мысли о другом) могут негативно повлиять на концентрацию и пребывание на дороге в состоянии «здесь и сейчас». Если же вы тащите в машину то, что к машине не относится, то вы на дороге занимаетесь чем угодно от самопроявления и компенсации чего-то внутреннего до развлечения и медитации.
И хоть многие и считают вождение формой динамической медитации и оно очищает их сознание (ну, мы же в «здесь и сейчас» якобы), но полностью уходить в «поток», как в обычной медитации, на дороге не стоит. Можно залипнуть и не успеть отследить изменения обстановки. Таким образом здесь совсем иная форма присутствия в моменте, не отвлекающая от внешнего, а предельно сконцентрированная на каждом вновь возникающем в поле зрения и даже упредительно просчитанном элементе окружающего мира.
В этом смысле вождение чем-то похоже на стратегию. Не слишком долгосрочную, но достаточную, чтобы сконцентрированно продумать и прочувствовать каждое своё последующее действие. Так для многих особенно опытных водителей сложная дорога иногда менее опасна, чем простая. Они там более собраны.
Напишу от себя здесь то, что ещё не говорила, в том числе в корпорациях. Вождение подобно активной боевой медатиции типа ай-кидо или практик монахов Шао-линя. Чувствовать момент, быть в моменте и чувствовать пространство, быть в пространстве. Тут уж не до показухи или вотсапика. Кстати, когда мы хотим крутой результат в бизнесе, особенно на «сложной дороге», мы должны быть примерно в таких же состояниях.