Из цикла "Вечно живая комедия"
Есть в комедии А.С.Грибоедова один персонаж, о котором спорят всё время. И, что самое интересное, оценка его как личности всегда была примерно одинаковой, но вот роль его в произведении понималась и преподносилась по-разному. Я говорю о Репетилове, который появляется лишь в последнем акте пьесы.
Указана только его фамилия, и она очень характерна. Скорее всего, образована от французского слова «repeter» — «повторять» (случалось читать предположения о «семинарском» происхождении фамилии – думаю, что это не так: вряд ли Репетилов имеет отношение к «колокольному дворянству», слишком ясно указано его достаточно высокое положение в обществе). Итак, повторяет. А что?
Самый простой и распространённый ответ – мысли Чацкого и других, подобных ему. Его россказни про «секретнейший союз» и «тайные собранья, по четвергам» вроде бы пародируют тайные общества (хотя секретность собраний будущих декабристов здесь более чем преувеличена). Но что сказано о взглядах этих «горячих голов»?
- Кричим — подумаешь, что сотни голосов!..
- Да из чего беснуетесь вы столько?
- Шумим, братец, шумим!
- Шумите вы? и только?
Может, кому-нибудь ещё, кроме меня, придёт на память фамусовское
А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят, и… разойдутся.
И – отношение Чацкого совершенно однозначно:
Вот меры чрезвычайны,
Чтоб взашеи прогнать и вас, и ваши тайны.
Но вопрос в другом – зачем Репетилов нужен автору?
Декабрист Д.И.Завалишин (я всегда отношусь к его высказываниям очень осторожно, памятуя редкостное злоязычие и жёлчность, но в данном случае верю) писал уже после ссылки: «Несомненно, сам Грибоедов и не думал сравнивать с Репетиловым лучших представителей общественного движения, из коих многих искренно любил и уважал, но он видел слабые ребяческие стороны общества, и это отозвалось в "Горе от ума" монологами Репетилова... Именно-то самые серьёзные члены общества и восставали сильнее против всех Репетиловых». «Отозвалась» неосторожность многих, видимо, молодых членов общества – и подхвачена Репетиловыми.
Что же можно сказать о нём? Во-первых, комично само появление: «вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется». И реакция: «Тьфу! оплошал». И явился-то в ту пору, когда добрые люди с бала уже разъезжаются!
Во-вторых, его рассказ о тех, кого он будет гордо именовать «соком умной молодёжи». Кто они? Мы узнаём о чём угодно, только не об уме: у одного «вся английская складка», другой поёт хорошо, о третьих просто – «чудесные ребята! Об них не знаешь что сказать». Гений Удушьев Ипполит Маркелыч – сочинитель, но… «не пишет ничего», можно лишь «отыскать его отрывок, взгляд и нечто». И главный – «голова у нас, какой в России нету» -
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
О прообразе этого «героя» я писала здесь. Но не могу ещё раз не удивиться грибоедовскому стиху и не понаслаждаться им:
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.
В-третьих, конечно, полная неразборчивость в выборе собеседника: «Был Чацкий, вдруг исчез, потом и Скалозуб». И каждому про «секретнейший союз» доложит! И именно Скалозубу станет рассказывать о том, какие «неудачи встретил»: «шёл напрямик без дальней думы» в зятья к барону фон Клоцу, но «приданого взял – шиш, по службе – ничего». Вот и вся причина его недовольства!
Кроме того, этот человечишка предаётся самоуничижению: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак»,
Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!
Все отвергал: законы! совесть! веру!
Не случайно не выдержавший болтовни Чацкий заметит: «Послушай! ври, да знай же меру» (выразительно, даже если «ври» здесь в старинном значении «болтай»
Совершенно точный приговор Репетилову вынесет Хлёстова: «А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось». А полная никчёмность его подтвердится заключительной репликой:
Куда теперь направить путь?
А дело уж идёт к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь
Так зачем же понадобилось вводить в комедию такого откровенно водевильного героя?
Для меня ответ один: автор подчёркивает его стремление подладиться к тенденциям эпохи. И было такое всегда. Позвольте одно отступление.
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» рядом с Базаровым выведены «молодые прогрессисты» Ситников и Кукшина. Что заявляет Ситников? «Поверите ли, — продолжал он, — что когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел! “Вот, — подумал я, — наконец нашел я человека!”» И в его разговорах будет звучать, по существу, одно только слово – «Долой!» (а что «долой» - непонятно). Примерно такова же «эманципированная женщина» Кукшина. И знакомство с ними только подтвердит мнение Павла Петровича Кирсанова: «И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».
Но значит ли это, что Тургенев в лице этих «болванов» хотел высмеять всех нигилистов? Ни в коем случае! Он писал, что хотя и не принимает взглядов Базарова, но чувствует к нему «невольное влечение». Зачем же тогда эти карикатурные образы? Да очень просто: показать тех, кто, не будучи способным по-настоящему осознать серьёзные идеи, схватывает лишь их внешние проявления. В своё время М.Ю.Лермонтов написал: «Я отвечал, что… разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают».
И Грибоедов, и Тургенев показали именно таких персонажей, «донашивающих» умные и хорошие мысли. И, показав их, чётко провели черту: вот настоящий герой (пусть даже, как Базаров, и не во всём приемлемый для автора), – а вот тот, кто, подхватив лишь внешние признаки, пытается героем казаться. У одного это объясняется природной глупостью, у другого – карьерными неудачами, но суть одна: нелепое подражание. И очень важно вовремя понять, кто здесь настоящий герой.
Очень много написано об отношении Грибоедова к декабристам, подчас мы читаем взаимоисключающие вещи. Но никак нельзя забывать, что, может быть, и скептически рассуждая о «сотне прапорщиков», желающих перевернуть Россию, Грибоедов был в дружбе с очень многими из них, не изменив этой дружбе и после того, как над ними был произнесён суровый приговор, а сам он не пострадал. И чувства друзей к нему не изменились тоже. Я уже рассказывала (читайте здесь) о панихиде «За убиенных боляр Александра и Александра», отслуженной А.А.Бестужевым-Марлинским.
Так что вряд ли мог Грибоедов окарикатурить и опошлить декабристские идеи в образе Репетилова, которого Н.В.Гоголь назвал «рыцарем пустоты во всех отношениях». А вот предостеречь от подобных «деятелей», думаю, мог. И сделал это!
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Все статьи о "Горе от ума" - здесь
Навигатор по всему каналу здесь