Здесь мы будем рассматривать логику как способность человека к познанию чего-то нового на основе ранее полученных знаний — но не на основе чувственного опыта. Например, мы все знаем, что Земля — круглая. Из этого следует, что, двигаясь все время вперед, можно обогнуть весь Земной шар и вернуться в исходную точку. Для каждого из нас это совершенно очевидно, хотя мало кто собственным чувственным опытом достиг исходного знания: Земля — круглая. Для большинства эта истина является абстракцией, которую мы получили в готовом виде истины в школе.
Эта абстракция, строго говоря, противоречит чувственному опыту — именно поэтому Землю долгое время считали плоской. Точно так же чувственный опыт подсказывал, что Солнце вертится вокруг Земли, и только логика — суждение на основании накопленных знаний — доказала, что это не так.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЛОГИКА ВЫСТУПАЕТ КАК СПОСОБНОСТЬ ИЛИ УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ АБСТРАКТНЫЕ ВЫВОДЫ НА ОСНОВАНИИ АБСТРАКТНЫХ ЖЕ ДАННЫХ.
И в этом качестве логика становится действительной основой любой человеческой деятельности, особенно — в современном мире, в котором все мы имеем дело с информацией, полученной не путем личного чувственного опыта (как наши далекие предки), а являющейся результатом многоступенчатой обработки такого опыта.
Поэтому умение логически мыслить, навыки корректной работы с абстракциями, построения правильных выводов на основании определенных массивов исходных данных, - все это непременные условия успешной и эффективной деятельности в любой сфере.Это — база творчества, планирования, проектирования.
Логика позволяет не только создавать новое — новые продукты и услуги, но и предугадывать, что именно новое и какого качества может потребоваться в будущем; более того, она дает возможность даже программировать возникновение новых потребностей, управлять потребительским поведением людей. Нет нужды доказывать, что тот, кто настолько полно и виртуозно владеет аппаратом логики, способен достичь феноменального успеха.
Основы логического мышления закладываются в детстве, прежде всего — в школе. Там дети осваивают правила логики, изучая грамматику, физику, иностранные языки. Но самая важная наука, развивающая логическую мысль — это, конечно же, математика. Именно она приучает ребенка к абстракциям, к необходимости пошагового доказательства теорем, которые ложатся в основание каждого следующего этапа познания, к понятиям о необходимости и достаточности данных…
Поэтому наиболее эффективным средством развития логических способностей у детей (как и у взрослых) являются регулярные занятия математикой: решение задач, головоломок и т. п. Чрезвычайно полезны, например, логические игры, прежде всего — шахматы.
Однако недостатки школьного обучения возможно компенсировать специальными занятиями с использованием упражнений, направленных на развитие логического мышления. При этом учитывается немаловажный фактор: отнюдь не все дети одинаково способны к математике. Есть значительное число тех, кто гораздо более склонен к гуманитарным наукам, освоение же алгебры и геометрии связано для таких детей с большими трудностями.
Это совсем не означает, что они не в состоянии развить в себе логическое мышление. Использование особых методик, специально подобранного материала дает им все возможности для того, чтобы научиться всем необходимым правилам и навыкам логики, дисциплинировать свой ум, развить творческий потенциал.