Большинство психологов, которых я знаю, имеют в структуре характера мазохистический радикал. Нам приходится постоянно следить, не оказываем ли мы помощь в ущерб себе. Этические кодексы и правила здесь работают на нас.
Например, конфиденциальность распространяется не только на клиента, но и на вас. Если вы делитесь чем-то личным с клиентом, чтобы поддержать и дать понять, что он не одинок, вы также можете рассчитывать, что это не уйдет дальше кабинета.
Еще одно правило, которое бережет специалиста — это правило отмены. Если сеанс отменяется меньше, чем за 24 часа, он оплачивается. Кто-то просит оплатить половину сеанса, другие — оплатить полностью, как состоявшуюся сессию. Вариации правила зависят от подхода.
И с этим правилом у всех (в том числе у меня) часто возникают проблемы. Брать деньги за несостоявшуюся сессию стыдно. Приходится сталкиваться с неприятной реакцией клиента (даже если на первой сессии он_а согласился с правилом). В итоге специалист чувствует себя плохим, жадным и «не-помогающим».
Давайте разберемся, для чего нужно это правило и как оно работает.
Оговорюсь сразу, я выступаю за правило отмены сеанса и считаю его полезным. Почему?
Оно дисциплинирует
В постсоветском пространстве к психологам все еще двоякое отношение. Как к недоврачу или «модному» специалисту. Я часто встречаюсь даже не с сопротивлением клиента, а просто с несерьезным отношением к моей работе.
Но терапия — это серьезно. Думаю, не надо объяснять, почему поверхностное отношение к терапии не приносит хороших результатов.
Оно борется с сопротивлением
Легко не прийти на сессию, если ее не надо оплачивать. Деньги прекрасно справляются с сопротивлением, потому что терять их неприятно.
Оно бережет от выгорания
Клиенты — это работа. Внезапное отсутствие клиента не только лишает заработка, на которой рассчитывал_а, но и рушит расписание.
Представьте, что клиент «пропал» в середине дня. Домой не уехать, до следующего далеко.
Даже если специалист принимает в скайпе, это сильно бьет по расписанию.
Да, иногда неожиданный свободный час можно потратить на написание статьи или разбор счетов. Но представьте, что вы специально выстроили свое расписание заранее. Спланировали няню для ребенка, высвободили время, подвинули врача, не поехали встречаться с подругой. А теперь внезапно у вас оказывается час, в который вы могли бы пойти и сдать анализы или больше времени провести с семьей, но уже не можете, т.к. спланировали все по-другому. И это уже не переиграть. Уверена, что большинство специалистов сейчас понимают, о чем я пишу.
Оплаченный пропуск компенсирует затраченные на подготовку к сеансу усилия.
Оно возвращает клиенту ответственность
Часто клиенты легко соглашаются с этим правилом на первом сеансе, не думая, что возникнет ситуация, когда придется оплатить пропуск. И закономерно чувствуют возмущение, когда этим правилом приходится воспользоваться.
Но если мы установили правила терапии, а потом отменяем их, то терапия перестает быть безопасным местом. И да, если клиент согласился с правилом, важно идти до конца, т.к. терапия в принципе про возвращение ответственности за жизнь в руки клиента.
Конечно, обидно платить за пропуск. Расставаться с деньгами неприятно. А за пустоту — тем более. Но важно обговорить с клиентом, что он платит не за пустоту, а за сопротивление. И за подготовку к сеансу, на которую специалист все равно тратит силы, пришел клиент или нет. Мы думаем о клиентах между сессиями, супервизируемся (и тратим на это деньги), арендуем кабинет или обустраиваем дом так, чтобы он был приемлем для терапии. На все это уходят силы, время и деньги. Это невидимая работа, но за нее клиент тоже платит.
Я понимаю, как не хочется сталкиваться с обидой и агрессией клиента при оплате за пропуск. С такими чувствами сталкиваться в принципе нелегко. Но для клиента терапевтично, когда на его обиду и злость реагируют спокойно, при этом не отменяя правила, но разделяя чувства.
Конечно, существуют ситуации, которые исключают это правило. Например, форс-мажор, типа попадания в больницу.
У меня не со всеми клиентами введено правило отмены. Некоторые клиенты просто не пропускают сеансы и предупреждают заранее, если не смогут прийти. Поэтому я ввожу это правило, если вижу сопротивление со стороны клиента. Но оно бережет меня, и я рада, что оно есть.
А как вы относитесь к этому правилу?