Найти в Дзене

Читая маршала Жукова: как окружали Паулюса в сентябре

Как я уже когда-то говорил, в книге Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления» интересно не столько то, что в ней написано, сколько то, о чём в ней умолчали. Поскольку данный труд относится к мемуарному жанру, то (по закону жанра) речь должна идти лишь о том, что непосредственно касается Жукова. Однако, хорошо видно стремление авторов как можно больше показать участие Жукова в Сталинградской битве, и как можно меньше упомянуть о его делах под Ржевом. Но и это ещё не всё. Авторы не просто пытаются побольше писать про Сталинград, а ещё, как можно больше делают крен на максимальное участие Жукова в операции «Уран», и как можно меньше уделяют внимания событиям сентября и октября. Дело нелегкое, учитывая, что хоть какое-то отношение Жукова к ноябрьской операции вызывает большое сомнение и ничем не доказано, а вот в сентябре и октябре он как раз находился и активно действовал именно под Сталинградом.

Давайте посмотрим всё, что касается сентября, после наступления войск Сталинградского фронта с 3-го по 12-е (об этой операции у меня отдельная статья). Мы можем много прочитать о поездке Жукова в Москву 12-го сентября, знаменитый разговор в кабинете Сталина, где Жуков придумывает гениальный план по окружению немцев. В дальнейшем про сентябрьские события упомянуто лишь про бои в городе и очень кратко упомянуто:

Необходимо отдать должное воинам 24, 12-й гвардейской и 66-й армий Сталинградского фронта, летчикам 16-й воздушной армии и авиации дальнего действия, которые, не считаясь ни с какими жертвами, оказали бесценную помощь 62-й и 64-й армиям Юго-Восточного фронта в удержании Сталинграда.
Со всей ответственностью заявляю, что если бы не было настойчивых контрударов войск Сталинградского фронта, систематических ударов авиации, то, возможно, Сталинграду пришлось бы еще хуже.

Сам же Жуков подобными мелочами вроде контрударов не занимается (судя по тексту), он додумывает свой гениальный план окружения, и готовит операцию, в глубокой тайне от всех командующих фронтами и армиями. Уже в сентябре Жуков знает, что наступление почему-то должно состояться именно в середине ноября.

Давайте теперь посмотрим, а что же происходило под непосредственным руководством Жукова севернее Сталинграда во второй половине сентября.

Начнём с предыдущих действий. 3-го сентября 1-я гвардейская армия Сталинградского фронта, а с 5-го и ещё три армии начали наступление с целью рассечь на части и окружить немецкую группировку в районе Сталинграда. До 12-го наши войска безуспешно путались прорвать немецкую оборону, но успеха не имели. Зато имели большие потери, в результате чего наступление и прекратилось. И тут же стали готовить новую, ещё более крупную операцию, уже силами двух фронтов.

Если верить официальной версии, то операцию «Уран» готовили два месяца. Это же наступление, по масштабам и значимости (как будет видно далее) не меньшее, готовили шесть дней.

Операцию проводил Сталинградский фронт под командованием генерал-лейтенанта В.Н. Гордова, силами четырёх армий: 1-й гвардейской гвардии генерал-майора артиллерии К.С. Москаленко, 24-й генерал-майора Д.Т. Козлова, 66-й генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского и 4-й танковой генерал-майора В.Д. Крючёнкина.

Нашим войскам противостояли части двух пехотных и двух моторизованных немецких дивизий, сильно потрепанные, имевшие в ротах по 30-40 человек.

Советские войска в предыдущем наступлении также понесли большие потери, но все равно имели подавляющее преимущество на участках прорыва. И достаточно сил во втором эшелоне для развития наступления.

В изучении операции нам сильно повезло, так как в архивах сохранилась отчётная оперативная карта штаба Сталинградского фронта (ЦАМО, Фонд: 220, Опись: 220, Дело: 126), которую любой пользователь Интернета может в любой момент посмотреть «Подвиг народа» по ссылке.

На настоящих картах, в отличие от кинофильмов, не рисуют жирные стрелки. Там наносят разграничительные линии для соединений и объединений войск, чтобы показать полосу наступления, а также ближайшую и дальнейшую задачи. На этом экземпляре карты эти линии нанесены, а также заготовлены условные обозначения для рубежей, на которые выйдут наши войска в последующие дни, до 22-го сентября.

Оригинал карты можно посмотреть по указанной выше ссылке, я же тут её целиком приводить не буду, так как она огромная по размерам и большая часть её не представляет интереса. Я вырезал лишь ту часть, на которой показано планируемое наступление наших войск. А поскольку там всё мелко, то в каждой полосе наступления я нанёс любимые всеми стрелки. И пунктиром обозначил позиции Юго-Восточного фронта. Так сразу стало нагляднее.

Использована «Отчетная карта оперативного отдела штаба фронта за 1 гв., 4 танковую, 24 и 66 А с 18 по 22 сентября 1942 г.», ЦАМО, Фонд: 220, Опись: 220, Дело: 126
Использована «Отчетная карта оперативного отдела штаба фронта за 1 гв., 4 танковую, 24 и 66 А с 18 по 22 сентября 1942 г.», ЦАМО, Фонд: 220, Опись: 220, Дело: 126

Стоит учесть, что это лишь планы на 18-19-е сентября, далее, в результате успешного развития наступления, немецкие войска (как легко увидеть) попадают в кольцо. Даже уже на этой карте видно, что наши войска в нескольких местах перерезают все дороги из Сталинграда, а по голым степям немцам будет трудно снабжать свои войска.

Наши войска пытались прорвать немецкую оборону пять дней, но не успеха не имели. Однако, надо понимать, что план операции советское командование строило с расчётом на её успех. Тем более, что через неделю началось новое наступление с такими же целями.

И тут, у любого здравомыслящего человека (как мне кажется), возникает вполне естественный вопрос: если советские войска планировали в конце сентября окружить армию Паулюса в Сталинграде, то зачем тогда строить какие-то планы на середину ноября?

Может быть что-то не так в известном нам изложении событий?

Особенно если к этому добавить, что описываемые в книге «Воспоминания и размышления» встречи Жукова и Василевского со Сталиным в Кремле 12-го и 13-го сентября опровергаются журналом посещений кабинета Сталина. Ни Жукова, ни Василевского в эти (и ближайшие) дни в Кремле не было, да и Сталина 12-го, вроде как в Кремле не было. А также никто никогда не видел составленного Жуковым плана, на котором Сталин якобы поставил свою подпись.

Зато, согласно общедоступным сегодня документам, наши войска (при личном участии Жукова) несколько раз проводили операции по окружению немецких войск в Сталинграде.

Какие можно из всего этого сделать выводы?

Самый главный, на мой взгляд, в том, что историю Сталинградской битвы явно стоит дополнительно изучить, проанализировать, и уже тогда всё-таки, наконец, написать. Надо же народу знать свою историю.

Что касается книги «Воспоминания и размышления», то её стоит внимательно анализировать, так как до сих пор очень многие страницы войны у нас находятся в тени… если не сказать — в кромешной тьме.

А подобных странностей в изложении истории войны в книге пруд пруди. Вот ссылка на мою статью об одной из них:

Читая маршала Жукова: почему «забыли» про одну из крупнейших операций?