Если в какой-то бакинской компании был Бахрам, то с большой долей вероятности, хотя бы раз, этот памятник связывали с его семейной жизнью или работой.
В нашей компании, так он просто назывался "Бахрам убивающий свою тещу". Причем название прикрепилось, когда мы были еще школьниками.
С тещей был известный бакинский вариант, потому-что я много раз его слышал в других компаниях. Менее распространенный "Бахрам побеждающий алкоголизм (зеленого змия)".
Вы наверное поняли, что речь об одном из самых замечательных памятников советского Баку "Бахрам Гур".
Памятник "Бахрам Гур"
Памятник конечно поражает воображение. Особенно, если учесть, что он был установлен в 1959 году. В столице республики с преимущественно мусульманским населением.
Напомню, это всего шесть лет после смерти Сталина, три года после разгона демонстрации в Тбилиси и подавления восстания в Венгрии.
Еще впереди разгром авангардистов в Манеже, а в Баку появляется это чудо — ни на что не похожая композиция "Бахрам Гур". Шокирующая своей динамичностью и сексуальностью на фоне "деревянных" статуй советского периода.
Причем расположена скульптура не в каком-нибудь парке или сквере, а в центре площади, являясь главной фигурой окружающего ландшафта.
В этом смысле "Бен Гур" сильно опережает вторую мою любимейшую композицию "Три грации", в Молоканском садике. Установленную чуточку позже (начало 60-х), но тоже поражающую свободомыслием.
История создания памятника
По городской легенде, которую впрочем никто не опроверг, возникновение памятника напротив Фуникулера — воля случая.
Конец 50-х годов это начало эры Алиша Лемберанского — доброго гения азербайджанской столицы, сделавшей для нее очень многое в послевоенный период.
Еще не был расширен Бульвар, не построено кафе "Жемчужина", никто не думал о "Бакинской Венеции", но уже был объявлен конкурс на лучшие предложения по украшению города.
В это время, три друга, студента-скульптора (Альберт Мустафаев, Аслан Рустамов и Горхмаз Суджаддинов), приехавших в Баку на каникулы, решают принять участие в конкурсе.
Альберт учится в Ленинградском института имени Репина, Аслан в Строгановке (Московском высшем художественно-промышленное училище), а Горхмаз в Тбилисской государственной Академии художеств.
Друзья относятся к своему проекту достаточно фривольно, поэтому и выбирают тему, которой еще не было аналогов в Союзе — памятник литературному персонажу. Он и называется достаточно вызывающе "Бахрам Гур, убивающий дракона" — название со множеством намеков и интерпретаций, столь модных у интеллигенции 60-х годов.
Когда в 1988 году, Марк Захаров снимет свою последнюю большую картину "Убить дракона". А перестроечная критика начнет восхищаться смелостью режиссера. Никто не вспомнит о трех бакинских студентах, "убивших дракона" ровно на 30 лет раньше.
Более того, будто бросая вызов старому миру, друзья берут за основу не классический образ Бахрама Гура, а своего товарища Альберта Мустафаева.
Тем не менее проект прошел на ура. Лемберанский, как раз в 1959 году стал главой Бакинского Исполкома, а столица обогатилась уникальным памятником.
Бахрам Гур
Бахрам Гур это не только персонаж большого количества преданий Востока, но и реальная историческая личность — Шахиншах Ирана Бахрам V Гур (406-438).
По дошедшим до нас слов современников:
Бахрам V почти не занимался делами, отдавшись развлечениям и удовольствиям. Он был смелый охотник, утонченный любовник и большой любитель пиров. Государственными делами управлял вазург-фраматар (верховный везир) Михр-Нарсе, выдающий деятель тех лет. (с) Мухаммад ат-Табари. Истории пророков и царей. XIII
Однако, как обычно это бывает, в народе шахиншах считался героем и справедливым правителем. Поэтому, когда Бахрам Гур был убит в 32-летнем возрасте, его имя окутал ореол тайн и легенд.
Считается, что он исчез на охоте, провалившись под землю вместе с конем. Однако современная историография полагает, что 14-ый шахиншах Сасанидов был убит в результате государственного переворота. А легенда была придумана, чтобы успокоить народ.
В литературе Востока
В легендах Бахрам V представлен, как Герой и Великий Правитель — справедливый, сильный и любвеобильный.
Последнее похоже было не далеко от истины, т.к. прозвище "Гур", означает "Онагр" — персидскую разновидность кулана, известного своей постоянной готовностью к спариванию. Также есть сведения, что у реального правителя были тысячи наложниц в разных городах державы.
Достаточно своеобразные представления о героизме из раннего средневековья.
Первым из великих память о Бахраме Гуре увековечил Фирдоуси (935—1020), в своей "Шахнаме".
Но красивее всего все это описал Низами Гянджеви (1141-1209).
Его поэма "Семь красавиц", о становлении Бахрам Гура, как Великого Правителя. А одной из главных сюжетных линий являются рассказы его семи жен, живущих в разных странах в построенных им дворцах.
Есть там и сюжет о убийстве дракона, который и лег в основу бакинской скульптуры "Бахрам Гур".
Вот собственно и все, что я имею рассказать)
ПС. Мне честно говоря не очень нравиться отреставрированный памятник. Темно зеленые цвета добавляли жизненности и древности. особенно дракону.
Но надо согласиться, что в современном обрамлении, новый имидж выглядит более естественно.