Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Сам себе завидую: сменил четыре поезда за сутки и все – необычные. Путешествие Москва – Рускеала – Петербург

Оглавление

Это была насыщенная суббота. За один день я сменил четыре поезда. Все ради того, чтобы из Москвы съездить в Карелию, в горный парк Рускеала, а потом в Петербург. Когда стал анализировать поездку, понял, что сочетания более необычных поездов придумать было трудно. Но обо всем по порядку.

Москва – Петербург

Из Москвы в Рускеалу можно доехать прямыми беспересадочными вагонами, но мне этот вариант не подходил. Поэтому первый мой поезд – из Москвы в Петербург. Здесь я традиционно воспользовался частным поездом №20 «Мегаполис», который уходит из Москвы в 00:20 и прибывает в Петербург в 08:59. Позднее прибытие для меня благо: я просыпаюсь поздно и люблю выспаться.

-2

В ночь на субботу в поезде аншлаг, поэтому сбегаем с женой в ресторан, чтобы не мешать соседям по купе своими разговорами. Из всех поездов, в ресторане я могу есть только в «Мегаполисе», «Сапсане» и «Рускеальском экспрессе». К сожалению, во всех других поездах дальнего следования ФПК и «Гранда», где мне доводилось бывать, в ресторанах готовят либо невкусно, либо так, что потом появляется изжога.

В «Мегаполисе» мне предложили две бутылки пива, гамбургер и жареный картофель по спецпредложению – за 890 рублей. Прекрасное сопровождение к разговору. Гамбургер, кстати, не хуже, чем в московских ресторанах.

-3

Понимаем, что утром завтракать надо тоже здесь, ведь впереди еще долгая дорога. Поэтому сразу же заказал к утру сварить овсянку и заварить зеленого чая, а жена – сырники с черным кофе. За это просят еще около 1000 рублей. Позавтракать в кафе в городе было бы не дешевле. Предлагают принести завтра в купе, но мы просим накрыть здесь: все же с нами едут еще два человека (вдруг они еще будут спать). Да и идти недалеко – наш вагон соседний.

-4

В 8:59 мы в Петербурге. Выспались, наелись и готовы к продолжению путешествия.

Петербург – Сортавала

В Петербурге меняем Московский вокзал на Финляндский и едем дальше в Сортавалу (районный центр Карелии на берегу Ладожского озера). Обычная ежедневная «Ласточка» Петербург – Сортавала уходит около шести утра и идет через Выборг. Но на лето по выходным назначают дополнительно еще ту, на которую мы взяли билет: она идет другим путем – через Сосново, Приозерск, Кузнечное. Время в пути такое же, что и через Выборг: чуть больше четырех часов.

На соседнем от «Ласточки» пути замечаем пригородный поезд ЭР-2. Их еще называют «кругломордые». Электричка из детства сегодня едет в Советск. Забавно, что ее, так же, как и нашу «Ласточку», часть пути будет тянуть тепловоз. Это происходит из-за того, что и на ее маршруте, и на нашем есть неэлектрифицированный участок пути.

-5

Обычно в «Ласточках» бизнес-класс стоит неоправданно дорого, но почему-то в некоторых из них он обозначается как «комфорт», и билеты в него стоят всего на 10-20 рублей дороже, чем в обычный «эконом». Это касалось и нашего поезда – билет мне обошелся в 495 рублей. Поскольку я планировал поездку заранее, то взял билеты именно сюда. Здесь откидные кожаные кресла, столики, индивидуальные розетки между сиденьями, но, главное, всего 12 человек в довольно просторном отсеке вагона, плюс почти индивидуальный туалет.

-6

В 10:05 мы отправляемся. В Сосново (это чуть больше часа езды от Петербурга) к нам присоединяются друзья с ребенком. Пятилетнему мальчику очень нравятся поезда. Ради него мы и затеяли эту поездку, «чтобы покататься на паровозе». Еще через час с небольшим доезжаем до Кузнечного. Дальше тока нет, поэтому здесь к нам подцепляют тепловоз ТЭП70БС.

-7

Движение под тепловозом заметно отличается. Поезд плавнее набирает ход и мягче тормозит. Только вот в какой-то момент остановка происходит очень резко. У нас со стола падает бутылка воды. Стоянка оказалась в живописном месте: с одной стороны, скала, с другой – озеро. Это уже Карелия. Стоим минут 15-20. Периодически пробегают взволнованные сотрудники, в том числе с топором. Шутим, мол, думал ли Siemens, как будут в России чинить его поезд? Позже я узнал, что ирония была напрасна: на пути упало дерево.

-8

За оставшееся до Сортавалы время опоздание нагнать не удается. На конечный пункт назначения поезд приходит в 14:15 вместо 14:05.

Сортавала – Рускеала

В Сортавале уже заливают воду в паровоз, который повезет нас в горный парк Рускеала.

-9

Свой обычный регулярный рейс «Рускеальский экспресс» выполняет с утра: он согласован с уже упомянутой «Ласточкой», которая идет через Выборг. Но летом на выходные дни назначили второй состав. У нас есть 45 минут, чтобы погулять, сфотографироваться и загрузиться в купе (билет стоит 290 рублей).

-10

Впрочем, в купе мы долго не сидим. Я знаю, что к составу прицеплены сразу два вагона ресторана. В один из них продают билеты с местами, в стоимость которых уже включены какие-то блюда, поэтому туда я не стремлюсь. Меня больше интересует ресторан, интерьеры которого стилизованы под 19 век.

-11

Вагон по-особому меблирован, пианистка исполняет произведения классиков, а на одной из стен установлен экран, на который выводится трансляция происходящего в будке машиниста. Периодически изображение сменяется видом с камеры, показывающей путь впереди паровоза.

В меню ресторана включены напитки, всякие булочки, но я питаю страсть к карельским калиткам – небольшим пирожкам из пресного пшенично-ржаного теста и с разными начинками. Я беру черничную и брусничную калитку, а жена выбирает еще и рыбную. Кроме калиток, мне еще очень приглянулся тутошний «чай» с облепихой в баночках. Два напитка и четыре калитки обошлись нам в 740 рублей, но это того стоило.

-12

«Рускеальский экспресс» приходит в горный парк с опережением графика: у нас без малого три часа, чтобы погулять по парку, осмотреть местные красоты и вернуться на станцию.

-13

Рускеала – Петербург

Три часа – мало для полноценной прогулки по парку со всеми возможными активностями: экскурсии, катание на лодках, посещение всех выставок и т.д. Но у нас с собой маленький ребенок, и это его первое большое однодневное путешествие, так что мы решили – этого времени будет в самый раз.

-14

В обратный путь отправляемся в беспересадочных вагонах Рускеала – Москва. Они идут через Петербург, где нам и нужно оказаться в конце концов. Эти вагоны имеют ту же темно-синюю ливрею, что и «Рускеальский экспресс». Всего их здесь пять: один купейный, два плацкартных, вагон-ресторан и вагон из ретро-поезда.

Наш купейный вагон загружается на 100 процентов, но до Петербурга едем только мы. Все остальные – до Москвы. Это тот самый купейный вагон, о котором я рассказывал зимой, и который еще не получил должного внимания в СМИ и блогах. Если помните, пару лет назад много шума наделал плацкарт со шторками. Так вот эти купе – «братья» того плацкарта. Их делают на том же заводе и с той же целью: чтобы продлить срок эксплуатации старых вагонов. База – старые немецкие «Аммендорфы», а начинка вся новая. Одно купе в этом вагоне – первое – отдано под СВ. Там всего два места, а вместо вторых полок – картины на стенах. В этом году в РЖД заказали еще 300 таких вагонов.

-15

От Рускеалы до Сортавалы наш поезд идет под тепловозом ДМ62, что расстраивает некоторых пассажиров, которые и здесь ждут паровоза. Такие локомотивы когда-то входили в состав БЖРК – «ядерный щит» страны, но после отказа России от подобных поездов были переданы на дороги общего пользования.

Сразу идем в вагон-ресторан, где покупаем еще «калиток», карельской настойки и полюбившегося нам чаю с облепихой. Здешний ресторан уже совсем простой и похож на традиционные вагоны-рестораны, разве что отделка другая.

В Сортавале наши вагоны подцепляют в «хвост» поезда 159/160 Петрозаводск – Москва. Этот поезд появился во многом благодаря рускеальскому проекту, и теперь он популярен у пассажиров. Проводники говорят, что многие едут не из Петрозаводска, а с небольших станций Карелии. Я всегда радуюсь, когда вижу такие примеры появления новых региональных маршрутов.

-16

В Выборге нам меняют тепловоз на электровоз, а заодно и направление движения. Наш последний вагон становится первым. К двум ночи прибываем на Ладожский вокзал Петербурга. Время не лучшее, но и поезд этот не для петербуржцев, а для москвичей.

Так заканчивается наше суточное путешествие. Наверное, сложнее было бы придумать поездку на более необычных поездах. В ближайшие дни я расскажу подробнее о некоторых из них.