С присоединением Прибалтийских республик СССР и его Балтийский флот получил удобную стратегическую базу, которая ранее принадлежала российскому императорскому флоту в Дерпте (так до революции 1917 года называли Таллин). Немцы атаковали этот важный оборонный пункт с суши и с воздуха. Бойцы и моряки армии и флота СССР стойко отбивали атаки вермахта до августа 1941 года, когда немцы выбили все еже РККА из Эстонии и оказались у Финского залива. Порт и флот оказались в блокаде. Командование советского флота стремилось, чтобы немцы приковывали как можно больше сил к блокаде Таллина. Вплоть до 27 августа 1941 года не было получено разрешение на выход кораблей к Ленинграду. Между тем атаки врага нарастали с каждым днем.
Гитлер дал указание своим адмиралам и генералам не выпускать советские суда из порта Таллина, а гарнизон принудить к полной капитуляции со сдачей всего имущества. В противном случае всех сопротивлявшихся требовалось перебить. Немцы подключили своих финских союзников, развернули дополнительные береговые батареи. Финны активно приступили к подготовке атаки. Они помогли при установки мин в Финском заливе.
Таллинский переход советского флота в августе 1941 года
Всего силами немецких моряков и финнов были установлены 777 немецких и 1261 финская морские мины, 796 немецких минных защитников. Для нанесения мощных ударов с воздуха в боевую готовность немцы и финны привели 110 самолетов люфтваффе и 10 самолетов финской авиации. Финский залив постоянно патрулировался финскими торпедными катерами, которые призваны были при первой же возможности торпедировать отстававшие от основных сил корабли Балтийского флота.
В конце концов эвакуировать грузы и корабли вместе с личным составом частей оказалось очень непросто. Были приняты все возможные меры, но на следующий день после получения приказа об оставлении Таллина в море вышли 151 боевой корабль, 20 транспортов, 54 вспомогательных судна. Корабли вывозили 19 903 военнослужащих флота, 8670 Красной армии и 12 806 гражданских лиц. Но перед флотом оказалась серьезная преграда.
В ночь перед выходом флота немецким судам удалось установить минные заграждения на пути советских судов. Мин было столько, что, как вспоминали очевидцы, моряки с катеров просто отталкивали некоторые весла и баграми. К тому же с рассветом на корабли пикировали финские и германские самолеты, ведя огонь из пушек и пулеметов. Отражение таких атак с воздуха дорого обошлись советскому флоту, были оплачены кровью красноармейцев и краснофлотцев.
Обойти мины удалось не всем судам. Пошел на дно ледокол «Кришьянис Вальдемарс». Тут же подорвался на другой мине транспорт «Алев»: из тысячи его моряков и пассажиров спаслись только шестеро. Из-за неудачного перестроения при отражении немецких атак потеряны были три миноносца. Немцы бросили на потопление и обивание поврежденных минами судов больше самолетов, командованию ВМФ СССР с трудом удавалось гасить вспыхивавшую панику на судах.
Только одни сутки при выходе из порта Таллина обошлись советскому флоту в 26 утраченных кораблей. В числе серьезно поврежденных и погибших в море оказались также эсминцы «Яков Свердлов» и «Скорый», много мелких судов.
Второй день не принес облегчения. Немцы усилили бомбежки, которые кораблям Балтфлота приходилось отражать на минных полях. Всего гитлеровцы бросили на корабли свыше сотни штурмовиков и бомбардировщиков. С берега по кораблям били финские дальнобойные пушки. Особенно яростно атаковали немцы суда, которые прорвались к острову Гогланд. Но в Кронштадт таллинский флот все же перебазировался.
Триста километров из Эстонии в Кронштадт стали дорогой смерти. Погибло треть личного состава из числа экипажей боевых кораблей, бойцов РККА на транспортах. Ко дну пошли 19 боевых судов со всем вооружением. Было также утрачено 18 транспортов и 25 вспомогательных судов. Всего людские потери были оценены в 15 тысяч человек. Потери немцев на этом фоне кажутся достаточно минимальными: было сбито силами зенитной артиллерии всего три самолета противника. Надводные корабли немецкого флота в атаках участия не приняли. А 1 сентября 1941 года в город Таллин и в его порт вошли части гитлеровцев.
Какие ошибки совершило советское командование во время подготовки операции? В первую очередь не удалось обеспечить корабли необходимым количеством зенитной артиллерии и боеприпасов к ней. Также не хватило авиации для прикрытия судов с воздуха. Немцы фактически господствовали над акваторией, нанося массированные удары, имели возможность выбирать цели. Но самым главным просчетом была организация разведки. Минные поля, по которым пришлось переходить флоту, были совершенно не разведаны. А немцы провернули операцию по установке заграждений без препятствий.
Оценки трагического события, каковым является Таллинский исход кораблей Балтфлота в августе 1941 года, различны. Многие историки винят в трагедии руководство Балтийского флота, которое не обеспечило централизации командования всей операцией. Из-за этого частным командирам приходилось полагаться на собственный анализ обстановки и принимать инициативу на себя. В многом вина за большие жертвы лежит на вице-адмирале Трибуце, командовавший Балтфлотом. Но этот военачальник постарался искупить вину, успешно организовав флот для поддержки осажденного Ленинграда, оперативно эвакуировал суда с военно-морской базы Ханко.