Видел недавно в электричке такую сцену: молодые люди, возрастом лет 16, наверняка, вчерашние школьники - после 9-го класса из нашего пригорода ездят в путягу. Они громко обсуждали какую-то обычную для своего возраста ерунду, смеялись, и тут один из них, самый маленький, вдруг истерично-восторженно выкрикнул: "Да я вообще всё могу! Всё могу!". И этот пацан в чём-то прав. Он действительно многое может сделать. Стать космонавтом уже, конечно, неактуально, но заработать кучу денег, получить в жёны самую красивую девушку в его микрорайоне, даже написать книгу, снять фильм, которые перевернут мир - он может, у него есть этот потенциал.
А самое главное - у него есть время, в отличие от меня, например. У него просто тупо больше времени впереди, чтобы чего-то добиться. Я понимаю, когда наш президент говорит, что надо раскрепощать людей. Свободные, уверенные в своих силах люди больше способны на движение вверх, на выпрыгивания из штанов, на завоевания новых рубежей. Именно от них можно ждать прорывов, открытий, вообще позитивных действий. Но и негативных, "подвигов", конечно, от них терпеть приходится больше. Президент надеется, что позитивчик победит, будем надеяться вместе с ним.
И всё же, если разобраться - этот паренёк не прав. Нет, пусть сейчас он верит в свои безграничные возможности, надеюсь, эта вера ему в чём-то поможет, и окружающим не навредит. Но лет через десять и он тоже поймёт простую штуку: человек не всесилен, человек не всевластнен, в большинстве случаев он не властен даже над самим собой. Человек слаб и нуждается в помощи. И человеку хорошо бы эту свою слабость понять, пока он не наломал дров. Я помню, что совсем недавно, в рассказе о фильме «Три дня на побег» у нас была прямо противоположная тема - мол, препятствия иллюзорны, надо только захотеть-попотеть, судьбы не существует... Судьбы действительно не существует, мы абсолютно свободны в своих делах и мыслях, но предел человеческих сил - есть, никто его пока не отменил.
Сегодня у нас фильм 2013 года, режиссёра Дени Вильнёва "Пленницы". Пересмотрев все фильмы этого изначально канадского режиссёра, могу смело заявить, что "Пленницы" - его лучшая работа на сей момент. И вот почему. Арт-хаус, в котором он подвизался изначально, видимо, давал ему свободу высказывания, но не давал достаточной аудитории. В проектах последнего времени он получил в качестве аудитории весь мир, но явно потерял возможность говорить так, как он хочет, и это чувствуется.
Фильм "Пленницы" - некая пограничная черта, где режиссёру практически в полной мере удалось совместить оба подхода, и подложить под отличное зрительское кино сложный, арт-хаусный подтекст. От этого выиграли все - зрители увидели великолепную картину с крепким сюжетом, глубокой моралью и прекрасными актёрскими работами, и с удовольствием наполнили кассу. Ну а фестивальные критики - получили возможность поломать копья в спорах, куда дальше двинется канадский самородок Дани Вильнёв.
Итак, Келлер Довер - человек, у которого всё под контролем. Он ещё достаточно молод, силён, уверен в себе. Он глава семьи, который точно знает, что делать даже в самой безвыходной ситуации, настоящий мужчина. Семья Довера - жена, сын и маленькая дочка - идут в гости к соседям, чтобы отпраздновать день Благодарения. Соседи - цветная семья с двумя детьми, одногодками детей Довера. Глава этой семьи, Франклин, далеко не так суров, как Довер, он не корчит из себя Рэмбо, он мирный ветеринар, что, впрочем, не мешает им общаться.
Всё, как обычно, вечеринка в разгаре. Старшие дети смотрят телек, родители дурачатся и выпивают, младшие дочери спрашивают разрешения прогуляться. Они живут за городом, можно сказать, в деревне, до дома Довера всего каких-то триста метров, и им разрешают. Но через какое-то время родители обнаруживают, что дочки пропали. Ни в доме, ни рядом с домом их нет.
Мужчины бросаются на поиски. Старший сын вспоминает, что видел странный фургон, стоящий на дороге. Именно на этот фургон впоследствии натыкается детектив Локи, который возглавляет расследование. Но когда он приближается к фургону, машина срывается с места, и тут же врезается в дерево. За рулём - парнишка лет 16-ти, но на вопросы детектива ответить не может, потому что не понимает смысла вопросов, слабоумный, непонятно, кто ему права выдавал. Инспектор вынужден был отпустить.
Дни идут, через неделю шансы найти девочек живыми уменьшатся вполовину. Довер понимает это, и никак не может смириться со своим бессилием, он обвиняет полицию в бездействии, потому что уверен в виновности отпущенного паренька. Дело кончается тем, что он похищает его, собираясь добросить самостоятельно. Если понадобится, и с пристрастием.
Когда молодой человек вступает в жизнь, он уверен, что уж он-то точно не проиграет, что уж он-то выдержит всё на свете, и добьётся тех высот, каких достоин. Даже если будет бухать в три горла, колоться, нюхать и рассасывать всё то, что предлагает современная индустрия удовольствий. "Что меня не убивает, делает меня сильнее" - Ницше совсем не снюс имел в виду. Просто Ницше был очень гордый человек. Гордыня - так это называется. За свою гордыню великолепный мыслитель Фридрих Ницше заплатил сполна, в психушке.
Чем более уверен человек, что он сильнее, умнее, непробиваемее других, тем больнее ему будет возвращаться в реальность. Когда он поймёт, что так же слаб, так же ничтожен, так же болен, как и остальные, эта гордыня сделает его боль невыносимой. Да, у нас есть свобода воли, мы можем поступать так, как хотим, и никто, даже сам бог - не вправе нам помешать. Но действуем мы в узком коридоре ограниченных возможностей, и даже за эти, "ограниченные" действия неминуемо нужно будет заплатить. Герой фильма "Пленницы" Келлер Довер - заплатил сполна. И тот пацан из электрички заплатит. И вы заплатите. И я заплачу.
В предыдущих сериях из 2010-х:
"Отцы и дочери"-2014
"Маргарет"-2011
"Неуправляемый"-2010
"Впритык"-2010
"Больше, чем друг"-2010
"Прислуга"-2011
"Вернуть Бена"-2018
"Проповедник с пулемётом"-2011
"Железная хватка"-2010
"Берни"-2011
"Рождественские хроники"-2018