Первая официальная новость после окончательного закрытия троллейбуса была такая, что в Москве, всё же, оставят один троллейбусный маршрут. Причём "навсегда". Пройти он должен "от Комсомольской площади до Новорязанской улицы". Выскажу свои соображения по этому поводу.
1) Чтобы понять длину "маршрута", можно посмотреть карту: Новорязанская улица как раз начинается с Комсомольской площади. Предполагается, видимо, что он будет доходить до бывшего 4-го автобусного парка, где собираются открыть музей транспорта. В итоге вся линия выйдет в районе километра, что просто курам на смех..
2) В целом, ретро-маршрут, вещь правильная и нужная. Они довольно популярны в разных городах мира. Есть, например, линия ретро-трамвая в Буэнос-Айресе, где уничтожили обширную сеть в 70-е. Там как раз и есть около километра, вагоны делают круг вокруг квартала. Проезд бесплатный, работает только по выходным.
Но пока непонятно ничего в каком формате и каким графиком такой маршрут будет ездить и кто на нём будет кататься? В практических целях такой короткий маршрут вряд ли много кто сможет использовать. А для катания он будет проходить слишком далеко от популярных для прогулок мест.
3) В целом, конечно, полудохлая покатушечная линия менее километра вместо крупнейшей сети мира, перевозившей ежедневно миллионы пассажиров, выглядит натуральным издевательством. Но будем объективны - лучше такое, чем вообще ничего. Хотя бы ради исторической памяти, ради Окуджавы, ради того, чтобы будущие поколения знали, что такое троллейбус. Я готов приветствовать такое решение. Но у есть сомнения, что даже такое будет реализовано. Почему же?
4) Во-первых, вся музейная техника московского транспорта имеет статус экспонатов. Ни одно транспортное средство не лицензировано для перевозки пассажиров. Именно поэтому на трамвайных парадах вагоны никого не берут на борт, а автобусы к выставкам всегда таскали тягачами. Поэтому нельзя заказать ретро-вагон для покатушек. Это, кстати, коренное отличие от Питера, где все вагоны - действующие и регулярно участвуют в массовых покатушках.
Конечно, при большом желании можно упереться и подготовить ретро-троллейбусы к пассажирским перевозкам, получить на них все нужные разрешения. Вот только за все годы существования музея Мосгортранс так и не удосужился сделать это хотя бы с каким-нибудь одним транспортом. Вообще, к транспортному музею у города было всегда откровенно наплевательское. Уже более 20 лет музей бомжует с места на место, не имея своей постоянной территории. С чего бы вдруг сейчас ожидать что оно изменится и они побегут ретро-маршрут организовывать?
5) Кроме того, мы хорошо помним всё это тотальное враньё про "У нас не стоит задачи ликвидировать троллейбус", "Они обязательно вернутся на Садовое кольцо", "Мы не собираемся досрочно списывать троллейбусы, они все докатывают свой срок". Подлое закрытие втихаря последних маршрутов абсолютно без какого-либо информирования, чтобы не дай Бог никто не узнал, и после этого они говорят про какое-то "уважение к виду транспорта"? Даже в новости про этот ретро-маршрут соседний абзац лживо сообщал, что "вместо троллейбусов пошли электробусы". Если они раньше только и делали, что врали, какие могут быть основания им сейчас верить?
6) Так что если они правда такой маршрут запустят, это будет хорошо. Но пока это выглядит исключительно как попытка успокоить общественность. Время пройдёт, все успокоятся, переключатся и другие темы, а там и тему с ретро-маршрутом на тормозах спустить можно будет. Буду рад ошибаться.
7) Если делать ретро-маршрут, я бы предложил его пустить хотя бы до проспекта Будёного. Иначе это курам на смех. Другой вариант - трасса 8-ки - хорошее историческое место внутри Садового кольца по старым улочкам, прямо напротив Кремля. Может запустить сразу 2 или 3 таких маршрута, причём в центре они особо желательны.
Так что посмотрим. Пустят такой маршрут - хорошо, но не стоит по этому поводу успокаиваться. Пока сеть висит стоит продолжать бороться за восстановление движения нормальных современных троллейбусов.