Практически у каждого из нас, взрослых сформировавшихся людей, есть свои особенности поведения и мотивации, которые часто мешают нам жить и строить отношения. Проблемы эти, как правило, были заложены ещё в детстве на разных периодах нашего развития и социализации.
Родители нередко думают, что воспитание сводится к внушению правильных идей и поступков. Однако, наибольшее влияние оказывают не правильные слова, а те отношения, которые складываются между родителями и ребенком в разные годы жизни. В каждом возрасте у ребенка свои потребности, а значит, в разное время он нуждается в особой заботе и любви родителей.
Младенчество до 1.5 лет
В младенчестве начинает формироваться доверие, поэтому для ребенка любовь матери заключается в чуткой заботе о его потребностях. Если мать не балует малыша вниманием, достаточно строга, часто игнорирует его крик и потребность в общении, боясь вырастить изнеженного сына или дочь, то это может сформировать у ребенка повышенную тревожность и опасение за свое благополучие.
Во взрослой жизни такие люди испытывают сложности в общении и на работе, и в личной жизни. В дружеских и близких отношениях они чувствуют себя беззащитными и уязвимыми. Они недоверчивы и подозрительны, часто подвергают партнеров испытаниям и проверкам на доверие. Им трудно дается работа в коллективе и в сотрудничестве с другими, поэтому они могут избегать такой коллективной деятельности или тратить слишком много времени на выяснение отношений и распределение зон ответственности.
Возраст от 1.5 до 3 лет
В возрасте около 3-х лет, ребенок учится быть автономным "я сам!" и развивает самоконтроль. В этот период родители совершают две ошибки. Они либо излишне опекают или от нетерпения сами делают за малыша то, что он способен уже делать сам (есть ложкой, одевать, убирать что-то) и тем самым мешают ему учиться самостоятельно делать что-то.
Либо, наоборот, родители форсируют самостоятельность ребенка, требуя от него взрослого поведения и взрослых навыков, несвойственных его возрасту и уровню развития мозга. Наверняка вы встречали таких родителей, которым не терпится похвастаться всем, как быстро развивается их чадо, сколько всего умеет в отличие от сверстников. Малыш при этом может просто не поспевать за амбициями родителей и страдать от такой дрессуры в попытках сделать что-то, что выше его сил.
И то, и другое поведение родителей в итоге формирует у малыша чувство стыда. У него развивается неуверенность в себе и сомнение в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой.
Вырастая, такие люди становятся мнительными, думают, что другие пристально их рассматривают, оценивают и критикуют. У них могут появляться навязчивые страхи – боязнь совершить ошибку, выглядеть глупо или не соответствовать требованиям окружающих. От этого они боятся браться за новые или сложные задачи, которые необходимы для развития профессионального или личностного. И это может выглядеть со стороны, как лень и инертность.
Возраст от 3 до 6 лет
В возрасте 3-6 лет ведущая деятельность ребенка - игра, творчество, изобретательство. Дети экспериментируют и изобретают что-то, пробуют и исследуют всё новое. И в этот период они нуждаются в поощрении их любознательности и воображения. Но в глазах взрослых такое поведение ребенка, который везде суёт свой нос, берет без спроса вещи для своих игр и делает рискованные трюки, выглядит нередко, как шалости и баловство. Дети доставляют много хлопот таким поведением и часто возникает желание ограничить их активность, наказать, отругать, запретить.
Если родители в этот период не позволяют ребенку действовать самостоятельно, часто наказывают, то у него развивается чувство вины и излишняя осторожность. Это приводит к тому, что во взрослом возрасте такой человек не верит в свои силы, ему не хватает креативности, инициативности и самостоятельности в принятии решений. Он будет предпочитать делать что-то по готовым шаблонам и ждать готовых решений от кого-то, разрешения и одобрения со стороны других на то, чтобы поступить так или иначе.
Школьные годы
В школьном возрасте, начиная с 7 лет, у детей формируется трудолюбие. Не все дети одинаково хорошо осваивают разные школьные предметы. Скорость усвоения материала и способности у всех разные. Если родители начинают упрекать ребенка, унижать его, ставить ему в пример других "умных, способных, трудолюбивых, в отличие от тебя - балбеса, бестолочи и лентяя", то это может отбить охоту учиться, а также может сформировать неуверенность в себе и низкую самооценку.
Когда родители делают основной упор в отношениях с ребенком на его успеваемости в школе, оценки в школе становятся ключевой темой для того, чтобы хвалить или ругать ребенка, относиться к нему по-доброму за пятерки и злиться и обижаться на него за неуспехи в школе, то у ребенка невольно формируется представление о том, что вся его ценность для окружающих сводится к его успехам или неудачам на профессиональном поприще "получил хорошую оценку - тебя любят, провалил контрольную или экзамен - ты ничтожество".
В итоге развивается комплекс отличника и трудоголика - человек боится стать неудачником или неуспешным в чем-то. Во взрослой жизни его постоянно преследует тревога, что он недостаточно хорошо что-то делает, что "ему поставят двойку и перестанут с ним дружить". Это создает почву для перфекционизма, безотказности и взваливания на себя избыточного груза обязанностей, лишь бы доказать свою полезность и компетентность. И как следствие - переутомление, принесение личной жизни и отношений в жертву работе.
Заметив и осознав наличие таких особенностей «детского» поведения у себя, можно самому сделать шаги на пути изменения к лучшему своей жизни и личных отношений. Но избавиться от заложенных в детстве особенностей восприятия себя и окружения очень сложно. Часто для этого требуется помощь психолога или коуча. Я буду рада помочь Вам обрести уверенность в себе и найти наиболее удобный путь к успеху и осуществлению Ваших планов! Вы можете прислать мне свой запрос на консультацию на адрес irakorn@rambler.ru или по WhatsApp, Telegram +79161573187 . Заходите на мой сайт http://irahelp.ru/
Рекомендую также почитать статьи:
«Как достичь счастья и гармонии»
«Как повысить креативность и эффективность мозга»
Не забывайте подписаться на мой канал, ставить лайки, делиться комментариями. Давайте поддержим друг друга в борьбе с ленью и в поисках мотивации к реализации мечты!