Найти в Дзене

Ральф Бакши - главный контркультурщик в анимации США

Гегемония Диснея в мультипликации 60-70 гг мало кем оспаривалась. Одним из тех, кто посягнул на устоявшиеся традиции классического диснеевского кино и, по сути, отказался от них, был Ральф Бакши.

Ральф Бакши - этнический крымчак, автор ряда культовых мультфильмов 80-х и пионер взрослой анимации.
"Приключения кота Фрица" (1972) при затратах на создание мультфильма в  $850 000 собрали в США более 25 миллионов долларов. Зритель валом валил в кинотеатры, сработало сарафанное радио, а кот Фриц заработал не только культовый статус, но и на хлеб с маслом
"Приключения кота Фрица" (1972) при затратах на создание мультфильма в $850 000 собрали в США более 25 миллионов долларов. Зритель валом валил в кинотеатры, сработало сарафанное радио, а кот Фриц заработал не только культовый статус, но и на хлеб с маслом

Его эпатажный полнометражный дебют - "Приключения кота Фрица" (1972) шокировал публику небывалой откровенностью и нарушением всех неписаных законов и табу анимации. Оказалось, однако, что подобные мультфильмы не просто возможны, но и могут быть коммерчески успешным.

После такого резвого старта Бакши продолжает в традициях независимого кино едко иронизировать по поводу американского образа жизни конца 60-х — начала 70-х. А поиронизировать там было над чем: нарождающаяся культура хиппи, обостряющиеся межнациональные споры, копы-расисты, общая криминализация общества, возникновение местной мафии, расцвет гетто типа Гарлема, а также появляющиеся то тут, то там лже-пророки - ничто не уходит от едкой сатиры Бакши.

Кадр из Coonskin, 1975
Кадр из Coonskin, 1975

В 70-е Бакши выпускает крайне успешные "Трудный путь" (1973) и "Чернокожие" (Coonskin, 1975). Режиссер лишал мультипликацию привычного лоска и глянца, вбрасывая на экран смесь секса, насилия, смерти, расового расслоения. И если раньше считалось, что мотивам экзистенциальной философии и актуальной реальности в мультиках не место, то именно Бакши открыл для своих коллег новые просторы и доказал, что полнометражное анимационное кино можно адресовать взрослой аудитории.

Бакши не отказывается себе в удовольствии даже сказочную фею сделать развратной
Бакши не отказывается себе в удовольствии даже сказочную фею сделать развратной

Упражнением в жанре постапокалиптической сказки стал мультфильм "Волшебники" 1976 года, который также был тепло принят критиками и публикой. Однако, настоящий прорыв к сознанию масс Банкши совершил с мультфильмом "Властелин колец", первой на тот момент экранизацией культового эпоса Дж. Р. Р. Толкина.

Этот мультфильм стал основой фэндома - многие сцены из него прямо заимствованы в экранизации Джексона (сцена со Смеаголом и Деаголом, назгулами в таверне и т. п.)
Этот мультфильм стал основой фэндома - многие сцены из него прямо заимствованы в экранизации Джексона (сцена со Смеаголом и Деаголом, назгулами в таверне и т. п.)

Через три года после "Властелина колец" Бакши выпускает свой самый известный и самый серьезный мультфильм - "Поп Америка" (1981). Наигравшись в провокацию, он обращается к драматической истории четырёх поколений еврейской семьи музыкантов из России, показанной параллельно с историей Американской популярной музыки 20-го столетия.

На сегодняшний день именно "Поп Америка" обладает самыми высокими рейтингами на сайтах-агрегаторах среди всех мультфильмов Бакши
На сегодняшний день именно "Поп Америка" обладает самыми высокими рейтингами на сайтах-агрегаторах среди всех мультфильмов Бакши

В "Поп Америке", как и во "Властелине колец" была применена техника ротоскопной анимации, которую позже Бакши использовал в еще одном своем культовом произведении - фэнтези "Огонь и лед" (1983). Увы, подражание эстетике игрового кино в мультипликации не прижилось (можно долго спорить - почему), что, тем не менее не помешало ленте "Огонь и лед" попасть в рейтинг 100 лучших анимационных лент всех времён по версии Rotten Tomatoes.

Кадр из мультфильма "Огонь и лед" с автографом Ральфа Бакши
Кадр из мультфильма "Огонь и лед" с автографом Ральфа Бакши

В изобразительных решениях Бакши пошел по пути развития реалистичности. В отличие от привычных ярких картинок Диснея, мультфильмы Ральфа Бакши отличает мрачность атмосферы, приглушенность цвета и света.

Мы также обязаны Бакши практикой введения мультипликационных персонажей в игровое кино. Кадр из фильма "Параллельный мир", 1992
Мы также обязаны Бакши практикой введения мультипликационных персонажей в игровое кино. Кадр из фильма "Параллельный мир", 1992

Что касается целевой аудитории мультфильмов, Бакши стал пионером так называемой системы двухуровнего кодирования информации - когда еще на уровне разработки сюжета в анимационное действие включаются моменты детского и взрослого порядка. Впрочем, многие мультфильмы Бакши до сих пор вызывают смятение у чувствительного зрителя. Обилие эротизма и насилия в его произведения вошли в канон анимационного повествования, что сделало мультфильмы искусством для всех, а не только для детей.