Семейство Airbus A320 хорошо знакомо, пожалуй, каждому человеку, который летал последние 5-6 лет. Одно из самых успешных, вместе с Boeing 737, семейств воздушных судов. На данный момент это «рабочая лошадка» большинства российских авиакомпаний. С 2014 года началось производство серии Airbus A320neo, а вместе с ним и проблемы…
Почему neo?
Аббревиатура «neo» - «New Engine Option», что указывает на то, что это семейство ремоторизированных самолётов. По сути, всю серию можно назвать новым поколением старой доброй 320-ки. Airbus выбрал проверенную схему и предложил 2 двигателя на выбор покупателям (радует, что ОАК сделал тоже самое для МС-21) - Pratt & Whitney PW1100G и CFM International LEAP-1A. По заявлению производителя они экономичнее в среднем на 15%. Были оптимизированы многие узлы, что позволило снизить стоимость эксплуатации. А ещё он достаточно тихий, если сравнивать с прошлыми поколениями. В итоге должна была получится обновлённая и весьма интересная для авиакомпаний машина… Но есть пара важных моментов.
Неудачный старт
Заказов на новую серию 320neo\321neo изначально было не мало. Стартовать эксплуатация должна была в компании Qatar Airways, но ещё на стадии заводских испытаний начались проблемы с двигателем Pratt & Whitney, в результате чего компания отказалась принимать эти машины. По состоянию на 2020 год во флот они так и не поступили. В итоге первой вызвалась ввести в коммерческую эксплуатацию Airbus A320neo - Lufthansa. Первые рейсы борт совершал в основном в Гамбург, именно там находится один из заводов Airbus, и в случае неполадок можно было оперативно их устранить. Проблемы действительно были из-за чего, по началу, двигатели приходилось определённое время держать на малых оборотах, а это топливо и убытки.
Дальнейшие проблемы
Версию машины с двигателем CFM International LEAP-1A сертифицировали чуть позже, и проблем с ней было меньше. Уже в процессе эксплуатации проблемы начали возникать у IndiGo, ANA, Spirit Airlines. Проблемы были именно с двигателями Pratt & Whitney, и главным фактором стал простой бортов на земле, в ожидании замены силовых установок. Самолёт, который не летает - не приносит прибыли, что для авиакомпаний критично. Учитывая что часть из них использует лоукост модель, где простой на земле ведёт к огромным убыткам. Американская компания JetBlue даже сдвинула поставки на 2019 год, в надежде, что проблемы решаться к этому времени. Основная работа по решению проблем с двигателями Pratt & Whitney шла в 18-19 году, когда количество сообщений о проблемах снизилось, сказалось уже налаженное производство и сервисное обслуживание.
Не вирусные проблемы
Простой бортов в 2020 году стал нормой жизни для многих авиакомпаний и был связан явно не техническими проблемами. Интересен факт, что во время карантина и даже после его ослабления компания S7 продемонстрировала весьма не плохие показатели по перевозкам. И Airbus A320(и 321)neo сыграли в этом не малую роль. Напомню, что у S7 самый большой парк ремоторизированных А320 в России - 24 A320neo и 4 A321neo. Все они летают на многострадальных двигателях Pratt & Whitney. С начала августа, в профильных телеграмм-источниках, стали появляться сообщения о том, что минимум 6 машин зелёного перевозчика стоят на земле без двигателей, и дело тут не в спаде перевозок. Точно известно о трёх машинах с бортовыми номерами VP-BWM, VQ-BCK и VQ-BRB, которые стоят в Домодедово, три других находятся в Новосибирске. Все они встали из-за проблем с двигателями и ожидают их замены или ремонта. При том что активной эксплуатации за последнее время не было. Да, во время карантина летали, и в основном на neo, но всё равно меньше, чем обычно.
Немного отсебятины
Обидно, что эти машины стоят на земле из-за весьма наболевшей для этой серии проблемы. Другое дело, что из-за закрытых границ с поставкой запчастей могут быть проблемы, и исключать этот фактор нельзя. Очень люблю S7 и часто ими летаю, но любую информацию надо доносить, даже если она не красит компанию. Надеюсь, что 320neo скоро заменят оставшиеся 319-ые старого поколения во флоте зелёной компании.