История музыки полна текстов, которые угнетают или унижают женщин. Но почему некоторые женщины всё же их слушают? Мы перевели для вас мнение одной из фанаток. Далее от её лица.
AC/DC - худшие. Это совершенно и определённо точно. Они до абсурда грязные, а почти все их песни звучат одинаково. А ещё они отличаются сексизмом и глупыми двусмысленностями. Не говоря уже о драках, азартных играх, алкоголе и машинах, их песни о сексе или планах на него. В них присутствуют стриптизерши, проститутки ну и, конечно, молодые люди с вечной эрекцией. Они - худшие. Но я люблю AC/DC.
Возможно, может показаться странным, что лишь через 30 лет после того, как я услышала их, я решила задуматься об изменении ценностей и смене поколений. Возможно, ещё более странным является то, что моя любовь к этой рок-группе заставила меня задуматься об отношениях с дочерью, а в частности о влиянии родителей на культурную жизнь ребенка.
Я обожала AC/DC с 12-ти лет и ностальгия всё ещё не покидает меня. Их песни полны мощи, что цепляет каждого, как дешёвая поп-музыка с радио.
Предсказуемость редко бывает достоинством в музыке - обычно она указывает на нехватку идей. В случае с AC/DC интуитивная знакомость риффов - то, что нужно. Это рок-н-ролл до мозга костей. С точки зрения текстов они довольно часто дурачатся, но всё же их содержательность не имеет себе равных. Минимальное количество слов передаёт безумие подростковой похоти, показывает всю хитрость намёков.
Теперь, однако, я задалась вопросом, та ли эта группа, от которой стоит фанатеть. Ведь моей дочери 10 и она тоже фанатка AC/DC. Это из-за меня она обожает "Rock’n’Roll Train", в которой Брайан Джонсон поёт "Выйди на танцпол / Ты знаешь, она делает это реально зажигательно" (Take it to the spot/You know she’ll make it really hot) и "You Shook Me All Night Long", в которой любовница Джонсона - "быстрая машина" (fast machine), которая держит "свой двигатель в чистоте" (her motor clean). Мне пока что удаётся скрывать от неё существование "Go Down", "Big Balls" и "Let Me Put My Love Into You", но когда она сама их услышит - лишь вопрос времени.
Что, чёрт возьми, я наделала?
Я гордая феминистка и значительная часть моей журналистской работы посвящена борьбе с сексизмом. По возможности я стараюсь заставлять свою дочь задумываться о том, как женщины часто изображены в искусстве, музыке, кино и повседневной жизни. Мы вместе обсуждаем розовую одежду в бутиках, куклы в магазинах игрушек, почему женские персонажи в классических детских книгах много плачут и почему им отведена второстепенная роль. У нас уже были разговоры о сексе, человеческой анатомии и образе тела. Я пытаюсь всё время быть с ней откровенной, но всё-таки не готова показать ей полную картину устыжения и дегуманизации в творчестве AC/DC.
Всё достигло критической точки когда группа объявила о начале нового тура и дочь спросила не можем ли мы пойти вместе. Это будет её первый концерт на большом стадионе и я была очень рада, что она его посетит. А потом началась паника.
Я вспомнила "Whole Lotta Rosie", в которой героиня Рози "не совсем красивая, не совсем маленькая" (ain’t exactly pretty/ain’t exactly small) появляется на сцене в виде огромного надутого чучела. Она является обязательной частью их выступлений уже на протяжении 30-ти лет. Я лично видела это дважды, но не хотела бы, чтобы это увидел мой ребёнок. По крайней мере, сейчас.
С того времени я начала задумываться о своей терпимости к AC/DC и удивляться почему осталась их фанаткой при этом критикуя другие группы со схожими текстами и посылом. Того, что они для меня как рок-н-рольная кошачья мята не совсем достаточно. Я давно осуждаю музыкантов 70-80-х за их тексты о сексуальном насилии и какую-то особую любовь к девочкам-подросткам. Это то, что может испортить мне впечатление о любой другой группе. Но я люблю AC/DC.
Защитники группы довольно часто указывают на то, что их тексты - шутки. В 2004 году в интервью Сильви Симмонс для журнала Mojo гитарист и основатель группы Ангус Янг отметил "Мы шутники всем шутникам", а его брат Малькольм сказал: "Мы не группа мачо. К музыке мы относимся гораздо серьёзнее, чем к текстам, которые являются лишь пустыми строками". А женщины, видимо, - изюминка группы.
И всё же обратите внимание на тексты. Хотя женщины в песнях AC/DC довольно однотипны, в сексуальном плане они занимают активную позицию, а мужчины - пассивную.
Но, например, в строке Бона Скотта в "Carry Me Home" можно услышать неприятную усмешку: "Ты не леди, но у тебя определённо есть вкус в мужчинах, которые и имеют тебя время от времени" (You ain’t no lady but you sure got taste in men that head of yours has got you by time and time again". В "Let Me Put My Love Into You" Джонсон поёт: "Не сопротивляйся, не отбивайся, не волнуйся ведь сегодня просто настала твоя очередь". Это мрачная песня об изнасиловании: "Дай мне разрезать твой торт своим ножом!" (Let me cut your cake with my knife).
Услышав эти слова любая уважающая себя феминистка скорее всего перестанет слушать группу и сожжёт все их пластинки. Но я просто не могу. Конечно, есть песни, которые вызывают у меня явный дискомфорт, некоторые даже отвратительны, но я наслаждаюсь старым добрым рок-н-роллом. И разговор уже не только обо мне ведь моя дочь тоже обожает их. Что поколение молодых женщин может думать о группе, которая буквально призывает их не сопротивляться и сравнивает их с частью тела?
AC/DC были первой группой, чью музыку я услышала из спальни старшего брата. Я как-то незаметно полюбила их и упустила момент, когда Бон Скотт запел о том, как хочет Рози, несмотря на её размеры. Вживую я впервые увидела её в 18 и она оказалась просто огромной. Только сейчас я поняла, что решающее различие между моими собственными музыкальными открытиями в детстве и открытиями моей дочери - это контекст. Она уже учится ставить все архетипы, которые я спокойно принимала, под сомнения. Будет ли она продолжать слушать творчество группы или сочтёт её пережитком прошлой эпохи, которую она рада была пропустить, зависит от неё. Важно то, что она уже понимает, что то, как рок-группа изображает женщин - в большинстве случаев не соответствует действительности.
Несколько лет назад, когда моя дочь играла с подругами, я услышала как одна из девочек стала перед зеркалом, задаваясь вопросом не выглядит ли она толстой. Это была просто игра, повторение того, что увидела в телевизоре или, может, услышала от кого-то из взрослых, но это было страшно слышать.
Именно из-за таких моментов я предложила своему ребёнку альтернативу - рассказ, в котором женщины могут гордиться своим телом, существовать вне зависимости от мужского мнения и не просто отвергать, а хохотать над дебильными архетипами, которые представлены в рекламе, СМИ, кино, телевидении и музыке. Стоит ли говорить, что пока она не совсем принимает такое? Даже сейчас она может закатывать глаза на узкие талии и кукольные глаза принцесс Диснея, но всё равно с удовольствием продолжать смотреть эти мультфильмы.
Именно в случае с AC/DC тексты просто глупые, а не вредоносные и пропагандирующие сексизм. Мы видим их такими, какими они есть: кучка идиотов, одержимых сексом будто подростки, с мощными мелодиями и просто убийственными рифами. И моя дочь может либо задуматься о сексизме и схожих вещах в реальной жизни, а может просто любить рок-н-ролл и не забивать себе голову, танцуя вместе с огромной толпой фанатов на концертах группы.