С 9 августа в Белоруссии не прекращаются массовые протесты.
Увольняются сотрудники федеральных каналов, бастуют крупнейшие предприятия страны, сотни тысяч людей выходят на улицы, выражая своё несогласие с результатами выборов. Объединенная оппозиция не признала результаты выборов и создала Координационный совет по передаче власти, фактически начав формировать альтернативное правительство.
Как же развивалось отношение Германии и ЕС к этим событиям?
Изначально (10 августа), когда в РБ прошли первые акции протеста, правительство ФРГ ограничилось тем, что согласилось с наличием нарушений на выборах и назвало их "неприемлемыми". Чуть позже МИД Германии также сделал заявление, но уже более жесткое. Глава МИД ФРГ Хайко Маас сказал, что люди со всего мира стали "свидетелями насилия, запугивания и арестов", призвал власти Белоруссии освободить "тех, кто протестовал мирно" и предложил странам ЕС отменить снятие санкций с Беларуси.
Два дня спустя (12-го августа), когда в сети появилось множество видео с явными перегибами белорусских силовиков (стрельба в упор из травматического оружия, порча имущества, наезд бронетехники на легковой автомобиль с ребёнком внутри и т.д.), официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт назвал действия ОМОНа "волной репрессий", потребовал отпустить задержанных журналистов и согласился с тем, что заявление Тихановской о прекращении протестов было сделано под давлением. В этот же день ряд европейских государств выступил с предложением стать посредниками в диалоге между властями и протестующими.
Ещё два дня спустя, 14-го августа, канцлер Германии выступила с речью, в которой осудила решение Лукашенко подавить протесты силой. В тот же день было созвано заседание СМИД ЕС, посвященное событиям в Белоруссии. На тот момент число задержанных демонстрантов в РБ составляло уже более 6000 человек.
15-го августа, балтийские государства (Литва, Латвия и Эстония) заявили, что не признают легитимность выборов в РБ. Одновременно с этим, Александр Лукашенко позвонил президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о поддержке, хотя неделей ранее обвинял Россию в организации протестов и осуждал за появление в РБ предполагаемых боевиков ЧВК "Вагнер".
19-го августа, председатель Европейского совета Шарль Мишель подтвердила введение дополнительных санкций по отношению к отдельным представителям правительства РБ. В ответ, Лукашенко заявил о финансировании протестов с Запада и, по словам Меркель, отказался от телефонного разговора.
Точка в отношениях Германии и ЕС к правительству Лукашенко была поставлена после проведения саммита, когда Ангела Меркель и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявили, что Евросоюз не признает результаты выборов в РБ и более не считает Лукашенко действующим президентом.
Подтолкнет ли это непризнанного Западом президента к трансферу власти или к ещё большей жестокости на улицах - пока не ясно.
P.S. Особое внимание прессы к мнению ФРГ о ситуации в Белоруссии не случайно: с июля по декабрь Германия является председателем Совета Европейского Союза (одного из двух законодательных органов ЕС) и имеет право принятия общих решений.